Преподобный князь Даниил Московский (Сценическая композиция)

Меню

Главная
•Детская страничка
Библиотека

Фотоальбом

Православная поэзия
История г.Мурманска (фотографии, тексты)
Мастерская (Пасхальные яйца, кресты)

Новости из прессы

Из епархиальной газеты

Творчество мурманчан

Спасо-Преображенский Кафедральный собор

Церковь об ИНН и печати антихриста

Гостевая книга
Обо мне
Полезные ссылки
Последние обновления
Просят о помощи
Православные знакомства православных мурманчан (и не только)
Паломническая служба
Форум
Приватный чат
Православная баннерная сеть - Богохранимая Отчизна (120х240, 240х60)
Подписаться на рассылку сайта
Введите E-mail:
Счетчики
Каталог Православное Христианство.Ру
Коллекция.ру
PRAVOSLAVIE.INFO -
РЕЙТИНГ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ
ВЕРНОСТЬ РОССИИ
Маранафа:
Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое
Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов
Портал Murmanland.ru: Мурманский интернет-портал -Мурманская поисковая система, знакомства, каталог Мурманских сайтов, Рейтинг Мурманских сайтов, Интернет-магазин, погода, курсы валют и многое другое!
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Жития святых Рассказы для детей Стихи Воспитание Бди Детский Фотоальбом Тематические ссылки •Разное

Романов-на-Мурмане. Детская страничка. Разное. Сценки (театральные постановки). Преподобный князь Даниил Московский. Сценическая постановка. (Скачать архив - версия для печати)

Преподобне княже Данииле, моли Бога о нас!

Сценическая композиция

Действующие лица:

Инок Никон.

Папа.

Мама.

Дети:

Александр.

Алеша.

Катя.

Поминайте наставники ваша,

Иже глаголаша вам слово Божие;

Их же взирающе на окончание жительства,

Подражайте вере их (Евр.13,7)

 

На сцене — обстановка современной московской квартиры, стол сервирован для чая.

Входят Папа и Мама.

Папа (смотрит на часы). Верочка, вот-вот должен подъехать отец Никон, я жду его с минуты на минуту, можно приглашать детей.

Мама уходит в соседнюю комнату, возвращается с детьми — Катей, Алешей и Александром.

Папа (обращаясь к детям). Дети, сегодня я пригласил к нам в гости своего хорошего друга. Он инок, насельник Московского Данилова монастыря, где мы с вами не раз бывали на богослужении. Вы, конечно, знаете об истории этой святой обители и ее основателе — святом благоверном князе Данииле Московском, но я попросил батюшку рассказать нам об этом более подробно; он историк и очень любит свою обитель и Москву, Вы можете задавать ему любые вопросы на эту тему.

Дети оживленно переглядываются. Раздается звонок.

Папа. А во и он сам. Монахи очень точны и исполнительны, так как приучают себя к послушанию.

Выходит, возвращается с отцом Никоном.

Отец Никон. Мир дому сему.

Мама. С миром принимаем, батюшка. Познакомьтесь с нашими детьми: старший — Александр, средний — Алеша и маленькая — Катя.

Отец Н и к о н. Бог вам в помощь, детки. Дети. Спаси Господи, батюшка.

Мама. Прошу всех к столу.

Все рассаживаются по местам. Мама разливает чай.

Папа. Батюшка, мы всей семьей часто посещаем вашу святую обитель и немного знаем об истории ее создания и о самом святом князе Данииле Московском, но хотелось бы услышать от вас более подробный рассказ на эту тему.

Отец Никон. Ну что ж, мне очень приятно принять участие в такой беседе, и, наверное, я узнаю от ваших деток что-нибудь мне неизвестное, ведь дети всегда так любознатеяльны. Итак, с чего же мы начнем? Пожалуй, с нашего города. (Немного помолчав, продолжает.) Все люди знают, что Москва — столица и сердце России, что она является одним из самых больших городов мира, а несшлько лет назад мы праздновали 850-летие со времени ее основания. Но все ли знают, кто явился основателем Москвы и кто сумел сделать ее столицей мощного Российского государства?

Алеша. Ну конечно же! По крайней мере каждый москвич об этом знает. Этим человеком был святой благоверный и преподобный князь Даниил Московский. Он был первым московским князем, С него начинается история града Москвы как стольного града Московского княжества, позднее — Московского государства, а затем — государства Российского, центра Православия.

Отец Никон. Вот-вот! Но святой Даниил был не только первым московским князем, он был первым московским святым! И монашеская обитяль, которую он основал во время своего правления, до сих пор дарит людям радость мощей этого угодника Божия, и по сей день по вере людей совершаются исцеления и чудеса.

Катя. Мне рассказывали один случай, когда сестры Дивеевской обители, паломничая по святым местам, проезжали мимо Даниловского монастыря, но они очень торопились, возвращаясь обратно, и решили заехать в монастырь в другой раз. Только когда они поравнялись со святыми вратами, мотор у автобуса вдруг заглох и водитель ничего не мог сделать. Тогда кто-то сообразил, что нужно поклониться Небесному хозяину Москвы, попросить у него благословения и помощи. И вот, помолившись у святых мощей преподобного, они благополучно отправились в путь.

Отец Никон. Да, святые напоминают о себе тем, кто их забывает. Ведь это нам, живущим пока на этой земле, нужны их молитвы и помощь.

Александр. Батюшка, а каким он был — князь Даниил?

Отец Никон. Он был совершенно замечательным. На жизни его исполнились слова Владыки Христа, Который сказал, что “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его”. До сих пор Царство Небесное приобретается лишь усилиями, и наследуют его те, кто много потрудился в жизни ради спасения. Но как же, спросите вы, исполнил князь заповедь Христову, как в жизни своей прилагал усилия к этому? Если мы возьмем первую заповедь — о блаженстве нищих духом, то есть смиренных, — о кротости и плаче покаянном, об алкании правды, — то увидим, что ради их исполнения срятой Даниил всю жизнь провел в усилиях; она была полна трудов и скорбей. От Бога зависит спасение человека. Сам Бог, как говорит блаженный Павел, располагает спасение так: Он призывает человека прежде всего словом или событиями жизни, действуя на сердце человека; и когда человек услышит о Боге, увидит жизнь свою, когда познает цену жизни, разберется в ней, тогда у него появляется жажда спасения — он начинает претворять в дело то, о чем раньше думал. Вот в этот момент ему на помощь приходит Сам Господь и творит через него Свою благую волю. И если мы посмотрим, как слагалась жизнь князя Даниила, как он с Божией помощью слова и жизненные события обращал в живое дело, как он приобретал смирение, кротость и любовь, как алкал правды, то жизнь его увидим мы такою.

С малых лет он уже познал горечь сиротства. Его отец, славный князь Александр Невский— ты, Саша, конечно, знаешь об этом, — возвращаясь из Орды, вдруг захворал и скончался неожиданно 23 ноября 1262 года, оставив своего годовалого младенца-сына сиротой. Воспитанный под благотворным влиянием своей матери, праведаой Вассы, Даниил унаследовал ее нравственную чистоту и благородство души. Никогда и ни перед кем не кривил он своей совестью и носил в своем сердце евангельский завет мира. Он рано осознал непрочность жизни земной, познал фальшивую цену всей пышности, богатства, славы и рано проникся мыслью, что жизнь сама по себе йе имеет ценности, что прежде всего нужно созидать богатство духовное. Поэтому, когда наконец получил от старших братьев свою долю наследства — маленький захолустный, в сравнении с Владимиром, городок Москву с его областью, а она была тогда самой малой и самой бедной в сравнении с Владимиром, Переславлем, Суздалем и другими вотчинами, то принял эту обиду со смирением и не требовал большего.

Алеша. Каким же образом возвысилась Москва? Ведь святой был беден?

Отец Никон. Ты прав, Алеша. Но силен Бог творить чудеса через избранников Своих. Получив титул и власть Великого князя, он переселился в Москву — будущее сердце земли Русской, и уже никогда не расставался с ней. Все его помыслы и вся его недолгая жизнь оказались связанными с нею навечно.

Проводя жизнь благочестивую и святую, святой Даниил не расширял своих владений, подобно старшим братьям, которые проводили жизнь во вражде и распрях, но все усердие свое употреблял на укрепление людей своих в православной вере и всячески внушал им великую мысль о единстве и целостности русского народа под единой державой. Продолжая дело князя Долгорукого, святой Даниил заботился о восстановлении города, опустошенного татарским нашествием, неустанно украшал грады свои и села храмами Божиими. И вот постепенно к любимой им Москве начали присоединяться соседние области и княжества, разделившиеся между собою, которые впоследствии слились в одно целое могучее и пространное государство Российское. Москва же с того времени стала столичным городом Великого князя. Катя. Батюшка, а Кремль тоже святой князь построил?

Отец Никон, Да ведь ты, Каюша, как мне думается, и сама об этом знаешь. Действительно, по преданию, первым деянием святого Даниила было восстановление деревянных стен вокруг Боровицкого холма, разрушенных Батыем в 1238 году, Укрепленное жсто он назвал Детинцем или Кремником (впоследствии Кремль), а на Боровицком холме в бору, на месте хижины отшельника Вукула, он построил деревянную церковь в честь Преображения Господня, получившую название Спаса на Бору.

Но князь Даниил не только возводил стены, он в первую очередь созидал души людей в духе христианских добродетелей. Он украшает первопрестольный град свой прекрасной жемчужиной. Поскольку при татарах вся культура русского народа сохранилась в основном в монастырях, то первым делом благоверный князь Даниил привозит из Переславльского Никитского, Владимиро-Суздальской земли монастыря монахов и в пяти верстах от Кремля, где жил он сам, в удобном уединенном месте на правом берегу Москвы-реки основывает святую иноческую обитель для желающих украсить себя святыми подвигами. Эту обитель посвящает он своему небесному покровителю, преподобному Даниилу Столпнику — дивному древнему святому подвижнику, жившему в Месопотамии в V веке от Рождества Христова. В его честь и был создан первый деревянный храм обители. По его имени святая обитель и получила название Даниловской. Кстати, замечательная подробность. Святая обитель находится под небесным покровительством фазу трех святых Даниилов — преподобного Даниила Столпника, святого князя Даниила и святого пророка Божия Даниила, так как святой князь незадолго до своей блаженной кончины принял схиму с его Именем (святого пророка Даниила). Таковы были деяния благоверного князя по благоустройству столицы своего удельного княжества. Но самым важным было то, что он возвысил и укрепил духовно-нравственную силу Москвы и тем самым подготовил ее для выполнения исторической миссии.

Алеша. Батюшка, а почему Москву называют сердцем России? Ведь столицей был когда-то и Петербург, но сердцем осталась все-таки Москва?

Отец Никон. Хороший вопрос и очень важный. Постараюсь на него ответить. Дело в том, что преемники святого Даниила, начиная с благочестивого сына его Иоанна Данииловича Калиты, имели пребывание в Москве, и когда они, по мере возрастания своего государства, приняли титул царей, священное венчание на царство всегда происходило в Москве, поэтому Москва и считается сердцем России, Первопрестольным градом, и на ней в течение многих веков почивают любовь и заступление первого ее Великого князя — Даниила, избравшего ее своей столицей, несомненно, по указанию Божию. Хотелось бы сказать об одном редчайшем качестве святого князя, благодаря которому ему удалось без войн и кровопролитий собрать под свой омофор разрозненные русские земли. Наверное, если бы все правители в миру обладали таким качеством, то не было бы ни вражда, ни братоубийственных войн, и все люда пребывали бы в мире и любви. Святой князь Даниил, воспитанный в духе евангельских заповедей, знал, что всякая власть от Бога. А если она от Бога, то она дана ему не как власть, а как служение. И чем больше он утверждался на пути смирения, тем более Господь снисходил к его земле: тем более укреплялось Московское княжество и возрастал авторитет Московского князя. И этот авторитет признавали все. Авторитет святого князя был авторитетом возраставшей силы и могущества. Но это был также авторитет духовного и сердечного величия, которое даруется Богом и взращивается долгами трудами человека над своим сердцем. Его смирение, его духовная рассудительность и кротость были плодами сознательного шествия за Христом. И готовясь к смерти, всю свою жизнь горевший желанием соединения с Богом, он принимает монашеский постриг в схиму. О смирении, этом корне всех добродетелей, говорит завещание святого Даниила, по которому он был погребен не в Кремле, а в Даниловской обители, на монастырском погосте, как один из простых иноков ее. Александр. Батюшка, вы так интересно рассказываете! Позвольте задать вам еще вопрос. Отец Никон. Конечно же, Саша, отвечу как сумею.

Александр. Расскажите, пожалуйста, какова же посмертная судьба святого князя. Ведь почти семьсот лет прошло со дня его преставления.

Отец Никон. Посмертная судьба князя Даниила не менее замечательна, чем его земная жизнь. Сделавший так много для Руси, преподобный князь Даниил долго оставался в тени русской истории. Летопись и другие документальные источники упоминают о нем редко. Пребывая в селениях Божиих среди святых, на земле святой устроитель государства Российского был забыт очень скоро. После смерти его сына Ивана Калиты, который хранил память своего святого родителя, имя благоверного князя Даниила стало забываться. Москва становилась мощным государством, все чаяния и усилия русских людей были направлены на борьбу с Ордой. Впереди была Куликовская битва, борьба с казанскими татарами, залечивание, ран... В начале XV века о преподобном князе Данииле еще помнили, и помнили с почтением, однако к середине XVI века при великокняжеском дворе имя святого родоначальника московской династии пришло в забвение. В начале нашей беседы я говорил уже, что святые напоминают о себе тем, кто их забывает. И святой князь Даниил также неоднократно напоминал о себе потомкам, чтобы они не стали повинны в грехе забвения.

Катя. Как же это было, батошка, расскажите!

Отец Никон. Предание о первом правителе Московии хранила лишь Даниловская местность. Монастырь со временем был перенесен ближе к Кремлю, а деревянные строения прежней обители и ограда постепенно разрушались. После смерти Ивана Калиты на месте ее остался лишь деревянный храм во имя преподобного Даниила Столпника, которому суждено было простоять, вы не поверите, 400 лет! Сама же могила святого князя оставалась даже без ограждения.

Однако у этой могилы стали совершаться знамения Божией милости, которые напомнили Москве о ее святом благодетеле. Однажды, как повествует летописец, Великий князь Московский и всея Руси Иоанн Васильевич III проезжал мимо забытого монастыря. Один юноша из великокняжеской свиты отстал от всех. Вдруг неожиданно перед ним явился незнакомый ему человек. Юноша, увадев его, очень испугался, но явившийся поспешил сказать ему: “Не бойся меня, ибо я христианин и господин месту сему, имя же мне Даниил, Великий князь Московский. По изволению Божию погребен я в сем Даниловом месте. Ты же, юноша, иди и скажи Великому князю Иоанну: “Вот, ты себя всячески утешаешь, для чего же предал меня забвению? Но если забыт я им, — продолжал незнакомец, — то никогда не забывал меня мой Бог”. После этих слов святой Даниил сделался невидимым, а юноша в великом страхе и смущении предстал перед Великим князем и передал данное ему поручение. Однако Иоанн III не увидел в этом явлении чуда Божия, поэтому святой Даниил новыми чудесами проявил свое небесное сопричтение к лику святых.

Алеша (с восхищением). Даже не верится, что такое может быть!

Отец Никон. Да-да, ты прав, Алеша. Ведь для современных людей, проникнутых рационалистическим мышлением, закрыто Царство Божие. Оно открывается лишь тем, в ком живет искренняя вера и упование на Бога, кто покаянием очищает свое сердце от греховной скверны и открывает его этим для Божественной благодати.

Катя (нетерпеливо). Батюшка, а что же дальше?

Отец Никон. А дальше, детка, святой князь напомнил о себе более строго. Однажды царь Иоанн Грозный также проезжал мимо прежнего Данилова монастыря. Сопровождавший царя князь Иван Михайлович Шуйский, чтобы удобнее взойти на своего коня, наступил ногою на плиту могилы святого Даниила. Неожиданно появившийся здесь незнакомец обратился к Шуйскому со словами: “Господин, княже, не дерзай с сего камня садиться на коня своего: знай, что здесь лежит Великий князь Даниил”. “Мало ли здесь лежит князей”, — пренебрежительно заметил Шуйский и вспрыгнул на коня. Но конь его тотчас же пал и издох, придавив собою князя. Только после молебна о здравии князя и панихиды по святом Данииле Шуйский получил исцеление и всю остальную жизнь чтил блаженного князя Даниила как святого. В народе известны случаи чудесных исцелений у его могилы, однако для земной Церкви князь Даниил долго еще оставался среди благочестивых, но не святых правителей земли Русской. В 1652 году, при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне, были обретены святые мощи князя Даниила, и лишь в конце XVIII столетия состоялось его прославление.

Удивительный факт. Сколько бы ни претерпевала Даниловская обитель разрушений, осквернений за всю историю своего существования, она всегда возрождалась, как птица-феникс из пепла, из руин, из забвения. Вот и сейчас она украшает Москву своим благолепием, а теплотой, любовью и молитвами своего святого основателя согревает и укрепляет души страждущих людей, преподает им истины православной веры, помогает преодолевать духовные кризисы. Снова и снова, едки при своей земной жизни, святой князь Даниил явно для всех укрепляет духовно-нравственную силу своего первопрестольного града.

Алеша. Какие же мы счастливые, что имеем такого Небесного покровителя! Отец Н и к о н. Да, детка, это истинно так. И мы должны знать свои духовные и исторические корни, ибо без них у нас не может быть будущего. Мы должны знать своих славных предков, чьими трудами и молитвами созидалось наше государство, чьим подвигам хотелось бы подражать, чтобы не бесплодной оказалась наша жизнь на этой земле, чтобы и мы могли, подобно им, уметь защищать свою Родину от всякой скверны и быть ее верными детьми.

Папа. Батюшка, благословите нам всем пропеть тропарь преподобному князю Даниилу, чтобы не оставил он нас своим святым попечением, как мы, неразумные, его порой забываем,

Отец Никон. Да-да, помолимся князю!..

Все становятся перед иконами и поют тропарь князю Даниилу:

Тропарь, Глас 3

Явился в стране нашей яко звезда пресветлая,

Благоверне княже Данииле,

Лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою,

Людям православным поборник еси,

Пленным свободитель и нищим защититель,

Моли Христа Бога

Державе Российстей даровати мир

И спасти души наша.

Занавес.

Послушница Елена Ермак,

г.Москва

Из библиотечки еженедельника "Воскресная школа"

"Осень золотая"

 

Сайт управляется системой uCoz