Василий Романов. СКАЗАНИЕ О СВЯТЫХ ОТРОКАХ ЕФЕССКИХ, ОБ ИХ УСПЕНИИ И ВОСКРЕСЕНИИ

Меню

Главная
•Детская страничка
Библиотека

Фотоальбом

Православная поэзия
История г.Мурманска (фотографии, тексты)
Мастерская (Пасхальные яйца, кресты)

Новости из прессы

Из епархиальной газеты

Творчество мурманчан

Спасо-Преображенский Кафедральный собор

Церковь об ИНН и печати антихриста

Гостевая книга
Обо мне
Полезные ссылки
Последние обновления
Просят о помощи
Православные знакомства православных мурманчан (и не только)
Паломническая служба
Форум
Приватный чат
Православная баннерная сеть - Богохранимая Отчизна (120х240, 240х60)
Подписаться на рассылку сайта <Романов-на-Мурмане/font>>
Введите E-mail:
Счетчики
Каталог Православное Христианство.Ру
Коллекция.ру
PRAVOSLAVIE.INFO -
РЕЙТИНГ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ
ВЕРНОСТЬ РОССИИ
Маранафа:
Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое
Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов
Портал Murmanland.ru: Мурманский интернет-портал -Мурманская поисковая система, знакомства, каталог Мурманских сайтов, Рейтинг Мурманских сайтов, Интернет-магазин, погода, курсы валют и многое другое!
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Жития святых Рассказы для детей •Стихи Воспитание Бди Детский Фотоальбом Тематические ссылки Разное

Романов-на-Мурмане. Детская страничка. Стихи для детей. Василий Романов. СКАЗАНИЕ О СВЯТЫХ ОТРОКАХ ЕФЕССКИХ, ОБ ИХ УСПЕНИИ И ВОСКРЕСЕНИИ(скачать архив - версия для печати)

 

ВАСИЛИЙ РОМАНОВ

СКАЗАНИЕ О СВЯТЫХ ОТРОКАХ ЕФЕССКИХ,

ОБ ИХ УСПЕНИИ И ВОСКРЕСЕНИИ

 

1.

Во времена былые, встарь,

В новоначальный век христианства.

Владел всем Римом Декий царь,

Исполнен зла и окаянства.

Он был язычник лют и яр,

И, обходя подвластны страны,

Велел обильный тучный дар

Нести к подножьям истуканов.

Бесчислен заколался скот:

Овны и волы. От сожженья

В дымах был мрачен небосвод,

И смрад окутывал селенья.

Вот на пути царя Ефес.

Он в нераскаянной гордыне

Средь града идолов вознес

И сделал жертвенник пред ними.

Согнал на площадь местный люд,

Градоначальников, их семьи.

И тот час сотворили тут

богам языческим моленье.

И кровь по требищу лилась,

И пламень жертвенный вздымался,

И чад, по воздухам клубясь,

Среди кумиров извивался.

Вдруг царь, бесАми озлоблён,

Велел христьянам всем окрестным,

Чтоб поклонились те, как он,

Статуям тварным и бесчестным.

Во храмах, из пещер земных,

В жилищах, тайными местами -

Искали долго вои их

И гнали к требищу толпАми.

И тех, кто жертв не приносил,

Ужасным казням предавали.

А кто был мал духовных сил –

Христовой веры отпадали.

В великом страхе был народ –

Младых и старых не щадили.

И много верных свой живот

Тогда за Господа сложили.

______________________________________________________________

Декий – римский император, годы правления 249-251 гг., ярый гонитель христиан, хотел восстановить поклонение традиционным римским богам, а град Ефес был в древности известен языческим храмом Артемиды - Дианы;

Требище – место принесение языческих жертв, алтарная часть языческого храма.

 

2.

Господь отметил город тот:

Семь юных отроков - из знатных

Семей они вели свой род,

И состояли в службах ратных.

Не по годам умом пошли:

Блистали благоразуменьем,

И чистоту сердец блюли

В постах, молитвах и смиренье.

Их было семь:

Максимилиан,

Иамвлих, Константин, Антоний,

Мартиниан и Иоанн,

Да Дионис.

Молитвостойно

Взывали к Вышнему юнцы,

Посыпав пеплом свои главы:

“Ослаби, Господи, на ны

Сии гонения кровавы!”

Вздыханья, слёзы из очей,

К иконам поднятые руки…

Сверкая лезвием мечей,

В храм ворвались царёвы слуги.

Их, как разбойников схватив,

Влекли на судище с позором.

Где Декий от расправ остыв,

Их вопрошает с гневным взором:

- Почто не чтите тех богов,

Которые владеют миром,

И не приносите даров

Древлепрославленным кумирам?

Ему Максимилиан в ответ –

Один из этой седмерицы:

- Для нас иного бога нет,

Чем святый Бог – Один в трёх Лицах!

Вселенной истинный Творец,

Его дыханием мы живы.

Он нам Владыко и Отец,

А ваши истуканы лживы!

Царь за такую дерзость их

Всех званий воинских лишает.

И знаки воинские с них –

Чинные пояса срывает.

Но младость их и красота

Жестокость Декия смягчает.

Царь отворяет вновь уста –

Свой гнев на хитрость он меняет.

- Вы римским не верны богам,

Моих указов вам не чтится.

И недостойно будет вам

На службе ратной находиться!

Мне жаль в столь юных возрастах

Предать вас ныне на мученье,

И чтоб не ведать этот страх,

Даю вам срок на размышленье.

Я сохраню вам жизнь и честь,

Верну вам воинские званья,

Коль согласитесь вы принесть

богам своё исповеданье!

Во исполненье этих слов

Оковы царь с юнцов снимает -

Под сень родительских домов

На мало время отпускает.

______________________________________________________________

Также град Ефес известен проповедью святого апостола Павла, тут по преданию окончил свои дня святой апостол Иоанн Богослов;

Ефес в истории Церкви известен как место 3 вселенского собора в 431 г., не считая несколько поместных соборов;

Чинные пояса – в римской империи воинские чины (знаки воинского различия) отмечались на поясах служащих.

3.

Царь оставляет город сей,

Сюда надеясь воротиться.

А отроки спешат скорей

В дома родные схорониться.

Там злато, сЕребро берут –

Христов закон в себе содержат:

Всё тайно нищим раздают.

Совет между собою держат.

“О, други, выйдем из Ефес,

Лишь свет забрезжит предрассветный, -

Максимилиан так произнес:

Там, на востоке, есть заветный

Предел в хребте горы Охлон,

Там в сокровеньи углублён

Вертеп таится неприметный.

В нём вознесём моленья глас

К Владыке всякого творенья,

Чтоб укрепил Всевышний нас

На предстоящие мученья!

И чтоб сподобил нас Отец,

Подобно сонму страстотерпцев,

Принять нетления венец,

И чище сделаться младенцев!”

Так, сговорившись меж собой,

В молитве преклонив колени,

Они ушли глухой тропой,

Взяв пищи и немного денег.

Прозрачным холодом дрожа,

Дыханье ночи прерывалось.

А семизвездие Ковша

К восходу медленно склонялось,

Где просветлялась буснева.

И в рудо-жёлтом обрамленье

Горы сверкающей глава

Уже земной лишилась тени.

Она надмирностью своей

Над грешным миром поднималась.

И отроки спешили к ней,

Оставив страхи и усталость.

Найдя пещеру, долго там

Молились в каменном чертоге.

Затеплив свечи образам,

Они печалились о Боге.

Внимали ангелы мольбам.

И из вертепов сокровенных

Несли молитвы фимиам

Творцу бесчисленных вселенных.

____________________________________________________________

Буснева – тёмная синева предрассветного неба;

Вертеп – пещера.

 

4.

Из семерых всех младше был

Иамвлих – отрок благомудрый.

Наряд на рубище сменил

И влас покрыл золотокудрый.

Ходил он тайно в град Ефес

На многолюдное торжИще,

Суму дорожную он нес,

И ловко притворялся нищим.

Купив свечей и семь хлебов,

Увидел шествие большое:

То в город воротился вновь

Царь Декий. Следом его вои.

Пред ним глашатаи спешат,

Оповещая всех живущих,

Что завтра снова возложат

Волов дородных и могучих

богам на жертвенный алтарь.

И будет праздник поклоненья.

Язычник ревностный есть царь.

И ни к кому нет нисхожденья,

Кто не почтит его указ,

И не воздаст даров кумирам.

И казнь грозила за отказ:

Крюки, огонь, копьё, секира.

Царь также повелел найти

Их семерых, чтоб принародно

Юнцов заставить принести

Моленье идолам бесплодным.

Иамвлих, разузнав про то,

С торговой площади сокрылся.

Чтоб не схватил его никто,

К горам Охлонским удалился.

О том поведал он друзьям,

Что ныне в городе творится,

Что велено сыскать их там.

Сам Декий хочет убедиться,

Что крепь и мощь его руки

Смириться отроков заставит -

И возложат они туки,

И жертву идолам исправят.

Нашёл на них великий страх.

На землю пав, они молились,

Чтоб сохранились в их сердцах

Любовь Всевышнего и милость.

Да укрепит на кровь и смерть

Младые души Царь вселенной.

И через это заиметь

Им семерым венец нетленный.

Вот час вечерний. Окоём

Был чист в пылающем закате.

А выси горные кругом

Горели в багреце и злате.

Иамвлих от молитвы встав,

Хлебов свершает преломленье.

А страх, из душ святых пропав,

Меняется успокоеньем.

Хоть были яства те скудны,

Как у ватаги полунищей,

Но их сердца теперь полны

Неистощимой райской пищей,

После которой нет алчбы,

Уныния и утомленья,

А только кроткие мольбы

С надеждой ясной и смиреньем.

Окончив скромный ужин свой,

Они беседовали тихо.

Сгущался сумрак над горой.

Луна всплывала светлолико.

И ободряясь пред венцом

Ужасных завтрашних страданий,

Они почили дивным сном –

Внял Бог Отец благим рыданьям.

Отяжелели очи их,

На камни главы опустились.

Тела же отроков святых

Гниением не осквернились.

_____________________________________________________________

Торжище – торговое место;

Окоём – горизонт.

 

5.

Царю на утро донесли,

Что им отпущенные чада

Покаянья не принесли

И тайно сгинули из града.

Священных отреклись богов,

Царёвой пренебрегли властью.

“Прозвать сейчас же их отцов,

И допросить со всем пристрастьем!”

Тот час родителей ведут.

Их Декий строго вопрошает:

Почто детей своих блюдут,

И от его лица скрывают.

- Они не чтили мой указ,

Их я отдал вам на поруки!

Ответьте, где они сейчас,

Иначе вас пошлю на муки!

- Наш царь, - раздался голос их,

- Мы сами все в недоуменье,

Не чаяли от чад своих

Такого злого дерзновенья!

Мы все стоим за царский трон,

Кумиров почитаем древних.

А сыновья в горе Охлон,

В вертепах кроются подземных.

(Так их родители при всех

Любви отцовской отреклися,

Зато они на небесех

Сынами Бога нареклися).

Царь Декий в бешенстве. И вот,

Взмахнув костлявыми перстами,

Он приказал пещерный вход

Засыпать многими камнями.

“Отныне пусть они не зрят

Людей и солнечного света!

Так будет изгнан и проклят

Любой, не слушавший завета!

Упрямство пусть своё клянут,

Рыдают в мраке безутешно,

И смерть от голода найдут,

И сгинут там во тьме кромешной!”

Вот слуги Декия нашли

Пещерный лаз в горе Охлонской.

Туда без счёта волокли

Камней больших на тяге конской.

Замуровали вход в вертеп,

Что даже гад и зверь, земные,

Не отыскали бы расщеп

Через навалы погребные.

Меж тем в постельничих царя

Христьяне тайные служили:

Руфин и Фёдор. Втихаря

Резцом они изобразили

На оловянных полотнах

Мученья отроков страстнЫе.

Дощечки спрятали в камнях,

Надеясь, что в года иные

Гоненья на христьян пройдут,

Край от язычества избавят,

И описанья те найдут,

И отроков святых прославят.

_______________________________________________________________

Церковь, не смотря на то, что отроки не пострадали от язычников, причисляет святую седмерицу к мученикам, так как они духовно готовы были принять мучения и смерть за христианскую веру.

6.

С тех прошло немало лет,

Пока с святого Константина

Благой христовой веры свет

Явил себя на стогнах Рима.

Враг человеческий не спал,

И возмущая люд церковный,

Немало ересей послал,

Чтоб этой сетью звероловной

Похитить агнцев и овец

Обильно из Христова стада.

Одни твердили, что телес

ПлотскИх за смертною оградой

Не будет. Всё истлеет в прах,

И прах землёю поглотится.

А в горних ангельских местах

Лишь души будут находиться.

Иные мнили, что ни душ,

Ни тел за гробом не бывает:

Всяк грешник иль достойный муж

Там мзду свою не получает.

Так ложной мудростью полны,

Еретики творили смуты,

И мысли были их темны,

И зрели новые иуды.

В то время Феодосий царь

Благочестиво правил Римом.

Господней скинии алтарь

Был для него святым и чтимым.

Он от церковных громких смут

В великой пребывал печали.

И положил немалый труд:

Открыл апостолов скрижали,

Где нам в евангельских словах

Господь являет откровенье,

Что всем усопшим во гробах

Наступит время Воскресенья.

Правитель во слезах молил,

Чтоб Бог своей благою дланью

Расколы в Церкви усмирил

И веры прекратил шатанья.

Господь не посрамил его:

Жил муж по имени Адолий.

Задумал для скота загон

Устроить около нагорий.

Случилось так, что он владел

Горой Охлонской и предместьем.

Своим рабам он повелел

Сечь валуны в том самом месте,

(где был сокрыт пещерный вход)

Из камней делать ограждения.

И вот в горе открылся ход,

Что человеку без стесненья

В вертеп возможно было влезть.

И в тот же миг Бог животворный

Святым от сна велел воссесть

В темнице сумрачной подгорной.

______________________________________________________________

Святой равноапостольный Константин – римский император, объявивший христианство государственной религией;

Феодосий II – благочестивый римский император 408-450 гг.

7.

Без малого, две сотни лет

Они чудесным сном проспали.

Одежды, тел невинный цвет

В нетленье полном пребывали.

Дремоту отряхнув с очей,

Встав по утру в порядке чинном,

Затеплив маковки свечей,

В молитвословии едином

Воздали Господу хвалу.

Им семерым тогда казалось,

Глядясь в пещеры полумглу:

Всё как в прошедший день осталось.

Потом на память им пришло,

Что Декий их повсюду ищет –

Печальной вестью объяло

Святых в глубоком вертепИще.

Святой Максимилиан сказал:

“Не посрамим Христовой веры!

Не будем прятаться меж скал,

А выйдем смело из пещеры!

И если надо, кровь прольём

И смертных мук не убоимся.

Предстанем ныне пред царём,

И к жизни вечной устремимся!”

Иамвлиху с присловьем тем

Серебряник последний дали.

И в град Ефес своим путем,

Борзясь, за хлЕбами послали.

Чтоб пищей укрепясь земной,

К презлым мучителям явиться,

Принять венец терновый свой

И воле Божьей покориться.

 

8.

Иамвлих к городу пришел.

И вдруг на крепостных воротах

Изображённый Крест узрел,

Резной, невиданной работы.

Пройдя врата, услышал там,

Как имя Божье поминают.

Узрел христьянский дивный храм,

Где службу явно совершают.

Он изумился: “Се Ефес,

Который я вчера оставил?

Где не был виден святый Крест,

И ярый царь язычник правил?!”

Так он на торжище попал,

Идя подобно незнакомцу.

И свой серебряник отдал,

Смущаясь, хлебному торговцу.

Он ту монету оглядел –

И был в немалом удивленье:

На древнем пенязе нашел

Царей былых изображенье.

“Признайся, отрок, верно ты

Клад отыскал, в земле сокрытый?

Открой нам тайные куты,

Иначе плетью будешь битый!”

По торгу слух был разнесён,

Торговый люд схватил святого.

Иамвлих, ужасом пронзён,

В ответ не вымолвил ни слова.

Он никого не узнавал,

И сам неведом был народом.

Его надсмотрщик связал

И в суд направил самоходом.

В суде градоначальник был,

Он учинил допрос суровый:

- Ты где сокровище добыл,

Скажи мне, отрок непутёвый?

Откуда родом ты, пришлец,

И где семья твоя ютится?

И сможет кто-нибудь, юнец,

За твою правду поручиться?

- Клянусь, я родом из Ефес,

Все мои сродники отсюда.

Известен в граде мой отец! -

Назвал он имена, но чудо!

Никто не ведал сих людей…

- Ты ещё смеешь лгать нам, чадо!

- Да, он юродствует, злодей,

Чтоб скрыть известные им клады!

Иамвлих на колени пал:

- Молю вас, судья и старшины!

Ответьте, в град сей приезжал

Царь Декий со своей дружиной?

- Но Декий правил в старине,

Язычник он идолоносный!

А ныне царствует в стране

Благочестивый Феодосий.

- Поверьте мне, лишь день назад

Я лицезрел перед собою,

Как Декий царь явился в град,

Чтоб праздник идольский устроить.

Семь отроков собралось нас,

Тогда мы спрятались в пещере.

Туда я вас свожу сейчас,

Чтоб это всё удостоверить!

Епископ был средь судей сих,

Отверз духовные он очи:

“Ведь Бог чрез этих семерых

Поведать тайну людям хочет!”

_____________________________________________________________

Пенязь - монета;

Кут – угол, какое-либо место.

 

9.

Епископ, с ним церковный причт,

Градоначальник, сонмы верных…

Всяк, чудо слышавший, спешит

Увидеть отроков пещерных.

Достигло шествие горы.

Нашёл Иамвлих вход вертепный:

И вот у каменной дыры

Ковчежец обретают медный.

В нём оловянных два листа,

В которых было описанье,

Как седмерица за Христа

Приняла лютые страданья.

Когда в пещерный мрак вошли –

Здоровых и в нетленных платьях,

Там чудных отроков нашли,

Сиявших божьей благодатью.

Народ припал к стопам святых,

Хвалу Владыке воссылая,

Что Он сподобил их земных

Насельников увидеть рая.

Тотчас епископ шлёт царю

Письмо про отроков явленье,

В котором Бог явил свою

Благую радость Воскресенья!

Царь Феодосий, извещён,

Спешит в Ефес с большою свитой.

Там посетил гору Охлон,

Где светом ангельским повиты,

От смертного восстали сна

Семь небожителей прекрасных.

На ясных ликах их видна

Печать нетления. Не властно

Над ними время. Царь обнял

Святых с любовью и почтеньем.

На камень севши, он взирал

На них с великим умиленьем.

Как Лазаря Христос воздвиг

Через четыре дня из гроба,

Так не истлила и святых

Пещеры тёмная утроба.

Пусть будет всем еретикам,

Ересиархам посрамленье –

Бог так предвозвещает нам

Души и тела Воскресенье!

Святые отроки в ответ:

“Да будет крепко твоё царство!

Отныне снизойдут на нет

В церквах расколы и мытарства!”

В беседе долгой пред царём

Они главы свои склонили.

И непробудным вечным сном

По воле Господа почили.

______________________________________________________________

Ковчежец – ящичек;

Ересиарх – глава еретиков.

 

10.

Печален Феодосий был,

Сдержать не мог своё рыданье.

Ведь чин святых пред ним почил,

Посланный Богом в назиданье.

И указал: всех семерых

В златых гробницах упокоить.

И праздник светлый в честь святых

С большим молением устроить.

Но государю в ту же ночь

Во сне те отроки предстали,

Прося оставить всё точь-в-точь,

Как они двести лет проспали.

Собственноручно уложил

На землю царь святые мощи.

Великой службой их почтил,

Молясь в вертепине три ночи.

Он, сонм святителей созвав

На место славного успенья,

Воздал, как требует устав,

Святым церковное хваленье.

Убогим, нищим той страны

Раздал большое подаянье.

В каноны были внесены

Преславных отроков страданья.

На волю из темничных уз

Царь отпускает заключенных.

“Велик и славен Иисус

В своих святых благословенных!!!”

И воротясь во стольный град,

Поведал миру весть благую,

Искоренил в церквях разлад

И веру сохранил святую!

______________________________________________________________

Фактом воскресения святых отроков была опровергнута ересь саддукеев, которые отрицали факт воскресения мертвых.

 

 

Сайт управляется системой uCoz
Туры на новый год, сколько стоит тур в европу в декабре