Памяти протоиерея Георгия

Меню

Главная
Детская страничка
Библиотека

Фотоальбом

Православная поэзия
История г.Мурманска (фотографии, тексты)
Мастерская (Пасхальные яйца, кресты)

Новости из прессы

Из епархиальной газеты

Творчество мурманчан

Спасо-Преображенский Кафедральный собор

Церковь об ИНН и печати антихриста

Гостевая книга
Обо мне
Полезные ссылки
Последние обновления
Просят о помощи
Православные знакомства православных мурманчан (и не только)
Паломническая служба
Форум
Приватный чат
Православная баннерная сеть - Богохранимая Отчизна (120х240, 240х60)
Подписаться на рассылку сайта <Романов-на-Мурмане/font>>
Введите E-mail:
Счетчики
Каталог Православное Христианство.Ру
Коллекция.ру
PRAVOSLAVIE.INFO -
РЕЙТИНГ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ
ВЕРНОСТЬ РОССИИ
Маранафа:
Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое
Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов
Портал Murmanland.ru: Мурманский интернет-портал -Мурманская поисковая система, знакомства, каталог Мурманских сайтов, Рейтинг Мурманских сайтов, Интернет-магазин, погода, курсы валют и многое другое!
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Храмы Кольского полуострова Природа Кольского полуострова

Церковные мероприятия (Праздники, торжества, крестные ходы и т.д.)

Мурманск Люди Паломничества Разные храмы Мои цветы, фотографии животных и др..

Романов-на-Мурмане. Фотоальбом. Люди. Вечная память. Протоиерей Георгий..

Бабушки на колокольне

Бабушки у Храма.

Бабушки работают

У бабушек праздник

В доме престарелых

Разное

Моя семья и близкие

Вечная память

 

ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ ГЕОРИЯ

 

Быстро летит время. Каждый миг уносит от нас в вечность огромное количество человеческих жизней. Кажется, совсем недавно отец Георгий Данилец отмечал 20-летие своего служения в священном сане, и вот накануне Преображения Господня в наш собор пришла скорбная весть: 18 августа 2002 года в 5 часов 30 минут по местному (8 часов утра по московскому) времени отошел ко Господу протоиерей Георгий Васильевич Данилец, старейший по хиротонии клирик нашей епархии. Для многих это было неожиданностью, хотя все знали что отец Георгий неизлечимо болен. Но когда в июне батюшка вышел из больницы и начал опять служить, вроде бы все успокоились. Поэтому мы не ожидали, что так внезапно пробьет для него этот страшный час. Трудно в это поверить. Многим кажется, что он ещё не вернулся из отпуска. Но, оказывается, отец Георгий уехал от нас навсегда. Уехал по пути, который Церковь в прокимне на отпевании именует блаженным. 22 года прослужил отец Георгий в храмах Архангельской и Мурманской областей.

Родился отец Георгий в селе Кошелево-Залом Хустского района Закарпатской области в православной семье. С детства посещал храм. В течение всего Великого поста по вечерам со сверстниками ходил он каждый день в церковь, которая находилась за несколько километров от дома, на великое повечерие. “Такие песнопения, как “С нами Бог...” и “Господи сил, с нами буди..." пели всем храмом”, - вспоминал отец Георгий. Видимо, в те родилось у него желание посвятить свою жизнь служению Богу и Церкви. С 11 лет Георгий стал читать на клиросе, а в 13 - уже ориентировался в Уставе, самостоятельно читал часы и Апостол.

После окончания восьмилетней школы будущий батюшка учился в ПТУ на столяра-плотника. В 1977 году он был призван в армию и после демобилизации решил посвятить себя служению Церкви. В те годы выбор пути церковного служения требовал особой решимости.

В 1980 году Георгий Данилец приехал в Архангельскую епархию, в древний город Каргополь, где служил священником его дядя Василий Козичко. Сначала епископ Исидор направил Георгия в село Айкино (Коми АССР), где тот нес клиросное послушание.

14 октября 1980 года, на Покров Пресвятой Богородицы, в Свято-Никольском храме города Мурманска епископ Исидор рукоположил Георгия в сан диакона и направил в Кировский храм Казанской иконы Божией Матери. А 14 января 1981 года, ровно через три месяца после этого, в архангельском храме Всех святых (настоятелем тогда там был протоиерей Василий Химчук) была совершена хиротония диакона Георгия во пресвитера. В Кировске отец Георгий прослужил вторым священником до июля 1982 года.

С 1982 по 1985 годы иерей Георгий Данилец - настоятель Свято-Введенского храма в селе Княжестрово Приморского района Архангельской области. Со многими трудностями пришлось столкнуться молодому батюшке в сельском храме. Когда умерла староста Ульяна Васильевна Коробова (она же была и певчей), а вслед за ней и казначей, то отец Георгий сам пек в русской печи просфоры, приходил в храм за несколько часов до службы, чтобы натопить печи. Тяготы его пастырского служения разделяла верная помощница - матушка Ирина, она читала и пела на клиросе. Прихожан было очень мало: в воскресный день человек пять, на Пасху, двунадесятые праздники не более пятнадцати. Власти даже хотели закрыть храм. Отец Георгий вспоминал, как целый день
продержал его в кабинете уполномоченный, угрожал снять с регистрации храм и священника, но
все же батюшке удалось отстоять храм. В 1984 году молодой настоятель был награжден крестом. К сожалению, эта старинная церковь с множеством древних икон не сохранилась - и сгорела после отъезда батюшки.

С 1985 года отец Георгий служит в Мурманске в это время здесь строился новый Свято-Никопьский храм). В 1987 году батюшка заочно окончил Моковскую Духовную Семинарию.

В 1989 году отца Георгия направили в Мончегорск. Церковную жизнь он там начинал с нуля. Из жилого дома сделали молитвенный дом (сейчас церковь преподобного Трифона Печенгского). Отец Георгий был зачинателем строительства Вознесенского кафедрального собора, при нем храм и был построен.

Батюшку приглашали в детские сады, школы, профтехучилища, воинские части. Люди, истосковавшиеся в годы атеизма по православной духовности, жаждали услышать слово Божие из ус священника. В то же время отец Георгий духовно окормлял православных жителей Ревды, Ловозера, Оленегорска. Он также руководил строительством Покровской церкви в Ревде, при нем началась реконструкция молитвенного дома в Оленегорске. В 1990 году отец Георгий был возведен сан протоиерея.

В 1995 году указом епископа Пантелеймона протоиерей Георгий был назначен вторым священником в Свято-Никольский храм города Мурманска.

Трудно было ему расставаться с Мончегорском: его духовными чадами стали там целые семьи. Но, исполняя послушание архиерея, батюшка переезжает в Мурманск.

Отец Георгий был хорошим знатоком церковного Устава и православных традиций. Это могут подтвердить те священнослужители, которые проходили практику в нашем соборе и находили отца Георгия поддержку и помощь. Батюшка всегда помогал начинающим священникам, не превозносясь, не показывая своего опыта. Смирен было его неотъемлемым качеством. Я никогда видел, чтобы отец Георгий раздражался, повышал голос или кого-то укорял.

Глубокая вера отца Георгия, любовь к Богу и ближним выражались в усердной молитве, внимательном отношении к нуждам и просьбам верующих. В сердцах верующих надолго останется добрая память о нём.

Некоторые упрекали отца Георгия за неясную дикцию, но при всем этом он молился искренне, от всего сердца. Приходилось видеть его глаза во время Евхаристического канона, когда батюшка совершал Божественную литургию: он весь был погружен в молитву.

Наверное, ни у одного священника нашей епархии не было и нет столько записок и поминаний, сколько было у отца Георгия. Он всегда старался на - проскомидии за каждого вынуть частичку, бережно раскладывая записочки по всему жертвеннику.

Некоторые записки были пожелтевшими от старости - с самых первых лет служения, и порой отец Георгий рассказывал о людях, которые у него записаны: он помнил и поминал их всех. Когда отец Георгий служил один в Мончегорске, все записки он прочитывал сам.

Проповедовал отец Георгий просто, но его слова западали в душу. Порой, рассказывая о подвигах и страданиях мучеников, батюшка плакал. “Надо спасаться, подвизаться”, - такими словами почти всегда заканчивал он свои проповеди. И сам следовал этим словам. Особенно тяжело болел отец Георгий последний год, несколько раз лежал в больнице. В июне упросил врачей выписать его раньше времени, чтобы служить. Ему тяжело было стоять на службе, но, несмотря на недуг, батюшка ни от чего не отказывался, нёс безотказно свою череду.

13 июля отец Георгий со своей семьей уехал в отпуск на родину. Там по воскресным дням он служил с отцом Иоанном Баюром на одном приходе - в с. Каллово (Хустский район). Последний раз батюшка причастился Святых Христовых Тайн в воскресенье, 11 августа, за неделю до кончины. А 12, 13, 14 августа огец Иоанн возил отца Георгия в Покровский женский монастырь, где лужит его родственник игумен Феодосии. В этом монастыре много частиц святых мощей, и батюшка прикладывался к ним и молился. Находясь в монастыре, отец Георгий поминал всех, кто был у него записан.

О преданности отца Георгия Церкви говорит такой факт. За несколько дней до смерти родственница принесла батюшке виноград и предложила попробовать. Он отказался, сказал: “На Преображение попробую”- и добавил: “Если доживу”. Не дожил. Это не фарисейство, как могут сказать некоторые. Просто человек был требователен к себе даже до смерти.

Отец Георгий никогда не расслаблялся: он всегда рано вставал, молился, раньше других приходил в храм Божий. Даже когда он не был служащим, то старался приходить с утра, чтобы повынимать частицы из просфор за своих живых и усопших сродников и знакомых.

Умирал отец Георгий очень тяжело, мучительно, скончался в полном сознании. 19 августа, в день праздника Преображения Господня, в Петропавловском храме села Кошелево-Залом в Закарпатье состоялось отпевание батюшки. Чин отпевания в сослужении пятнадцати священников совершил настоятель храма протоиерей Михаил Беляк. “Людей на отпевании было столько, - рассказал протоиерей Иоанн Баюр, - сколько бывает у нас на престольные праздники; все очень скорбели, ведь батюшке было всего сорок три года”. Похоронен отец Георгий Данилец на сельском кладбище рядом со своим дядей-Протоиереем Василием Козичко и его матушкой. В тот же день, когда скончался протоиерей Георгий, 18 августа, весть о его смерти пришла в Мурманск. Вечером после всенощного бдения накануне Преображения Господня епископ Симон в конце проповеди сообщил о смерти батюшки прихожанам Свято-Никольского собора Мурманска и в сослужении духовенства собора совершил первую заупокойную литию. В кратком слове владыка попытался найти духовную связь между праздником Преображения Господня и кончиной отца Георгия: "Мы верим, что подобно тому, как Господь взял с собой на Фавор апостолов Петра, Иакова и Иоанна, так же Он призвал к себе и отца Георгия. Почивший хотел быть похороненным у себя на родине, и Господь исполнил его желание. Отец Иоанн Баюр, брат матушки Ирины, супруги отца Георгия, был вместе с ним в отпуске. Брат покойного отец Василий Данилец как раз в это время поехал забирать детей из отпуска и оказался на похоронах протоиерея Георгия. Как апостолы были таинственным образом перенесены на похороны Божией Матери, так и родственники усопшего все вместе оказались у его смертного одра.

Протоиерей Георгий Данилец являлся духовником нашей епархии, он всегда внимательно выслушивал человека на исповеди и потом увещевал: “Старайтесь не грешить”. Батюшка никогда никого не осуждал, всегда уклонялся от обсуждения чьих-то поступков. Всем сотрудникам “Православной газеты” сейчас особенно вспоминается, с каким вниманием и сочувствием относился отец Георгий к статьям по истории нашей епархии, как он духовно поддерживал нас а этой -работе. Да и не только нас он поддерживал. У батюшки было много духовных чад, и они встретили весть о его смерти горькими слезами, так как почувствовали себя осиротевшими. Плакали и многие другие знавшие его прихожане. Батюшка был очень добр ко всем. Для него все действительно были ближними в прямом смысле этого слова. И тех, например, кто заходил в церковь впервые в жизни, отец Георгий стремился окружить заботой и вниманием.

Конечно, и у него, как и у всех нас, как и у всякого человека, были какие-то личные грехи и недостатки, но он с помощью Божией старался с ними бороться до конца жизни.

За ревностное пастырское служение Церкви Христовой протоиерей Георгий Данилец награжден был наперсным крестом, саном протоиерея, палицей и крестом с украшениями.

Мы выражаем своё искреннее соболезнование детям, родным и вдове покойного. Будем молиться об упокоении души новопреставленного протоиерея Георгия, да упокоит его Господь в селениях праведных.

Вечная тебе память, дорогой собрат и сослужитель.

Иерей Василий Вольский

Еше при жизни отца Георгия в редакцию пришло письмо, которое мы не успели опубликовать. Мы не меняем в нём глаголы в настоящем времени на прошедшее, потому что “Бог не есть Бог мёртвых, но живых” (Мф. 22, 32).

СЛОВО ОБ ОТЦЕ

ГЕОРГИИ ДАНИЛЬДЕ

Священника Георгия Васильевича Данильца я знаю с первых дней его службы в Свято- Никольском соборе. Ещё в восьмидесятые годы прибыл к нам молоденький, худенький, рыжеватый и очень миловидный священник. Осмелюсь сказать, что уже тогда прихожане обратили на него внимание, уже тогда невидимая нить притягивала их к этому батюшке. Всегда отец Георгий самым добросовестным образом относился к своему служению, и я могу сказать о нём кратко: это безотказный батюшка. Как бы он ни спешил, не было случая, чтобы отказал в помощи. Как-то я уезжала в командировку и принесла о. Георгию записки о здравии и о упокоении, чтобы он их хотя бы иногда читал. Стояли мы во дворе около его жилья, он пригласил меня зайти в гости. Тогда батюшка жил в старом одноэтажном домике. Сначала заходишь в малюсенький коридорчик, дальше как в сказке: налево - канцелярия нашей неутомимой старосты Марии Михайловны, прямо - дверка с табличкой “ОО”, от которой несло каким-то сильным и резким парфюмерным запахом, направо - деревянная лестница на чердак, где и проживал со своей семьей отец Георгий. Поразивший меня резкий запах проникал всюду, в том числе и в “голубятню” батюшки (квартирой это жилье было трудно назвать). Однако на лицах отца Георгия и его матушки сияли блаженные улыбки, рядом копошились их детки. Как я поняла, в семье царили уют и любовь.

Встретив меня как-то после моего возвращения из командировки, батюшка стал словно бы отчитываться, как он исполнил мою просьбу. Мне было неловко перед ним: я и так ему верила.

За всё то время, что я его знаю, никогда не доводилось видеть раздражения или гнева на его лице, он всегда был в ровном состоянии духа, а это, по-моему, отличительный признак по-настоящему смиренного человека.

Бывает, если отец Георгий проходит по храму и видит прихожанина, стоящего возле подсвечника со свечой в руке в раздумье, или слезах, или просто не знающего, куда поставить свечу, то батюшка собственноручно ставит её, что-то говорит человеку, и тот отходит с просветленным лицом.

Много прихожан обращается к нему с вопросами, и немало тех, которые лично ему хотят исповедоваться. Проходя по храму, он обычно собирает копеечки с тарелок и опускает их в церковную кружку. На водосвятных молебнах батюшка сам разливает воду в сосуды, принесенные прихожанами, не превозносясь своим великим саном.

Даже тогда, когда отец Георгий служит молебен один, без помощников, он все записки прочитывает “от и до”. Он и на панихидах, как мне сказали, записки читает по три раза. Значит, отец Георгий любит службы, дорожит ими, честно исполняя свой священнический долг перед Богом и людьми.

Люблю я проповеди батюшки. Сила его слов проникает до глубины сердца, вызывая слезы, даже в какой-тот мере рассеивает душевную смуту. Правда в последние годы все явственнее слышится в речи протоиерея Георгия малороссийский акцент, но без этого невозможно и представить себе нашего батюшку.

Обращает на себя внимание постоянная собранность, подтянутость священника, его опрятный внешний вид, аккуратная причёска.

О многом ещё можно было бы написать, но, думаю, и этого достаточно. Сколько добрых дел у отца Георгия! Из них сплетается ему венец. А фимиам его сострадания и милосердия восходит к Небу и на всех нас. Хотя жизнь и труды отца Георгия, на первый взгляд, обыденных и неприметны, но его живое, теплое участие к любому из ближних говорит о высоком духовном устроении. Вспоминается знаменитое выражение Сергия Нилуса - “великое в малом”. Служит протоиерей Георгий Богу во славу, а мирянам в назидание.

Это совсем не преувеличение и, тем более, не лесть - слова любви и благодарности заслужены им. Думаю, на таких вот обычных, рядовых батюшках в основном и держатся наши русские храмы, да и авторитет Православия.

Дай Бог отцу Георгию сил, разума и долгих лет жизни для назидания вверенных ему Господом духовных чад.

Галина, прихожанка собора

ВОСПОМИНАНИЯ БАТЮШКИ

Эти воспоминания я записала в мае нынешнего года, перед тем как батюшка Георгий уехал в отпуск. Он пригласил меня зайти на клирос после окончания службы. Вспоминал очень добросовестно, в чем сказывалась вся его натура. Часто перемежал свою речь вопросом “Ну, что тебе ещё рассказать?” Все его сослуживцы в рассказе были людьми смиренными, кроткими. “Хороший был батюшка”, - постоянно приговаривал отец Георгий, рассказывая о священнослужителях. Такими он видел людей.

...Я начинал служить в Казанском храме Кировска. В то время настоятелем там был священник Владимир Луценко (целибат). Потом его перевели в Сыктывкар. Очень тихий, скромный был отец Владимир, никогда никого не обижал. Он тяжело болел и в 1983 году принял схиму с именем Стефан.

Довелось мне служить и вместе с протоиереем Алексием Дендяком, впоследствии он служил года два настоятелем Никольской церкви в Мурманске.

Верующих тогда сильно притесняли. Когда я уже приехал в Кировск рукополагаться, меня вызывали какие-то чины (я думаю, они были из КГБ) и предлагали отказаться от священства, обещали дать хорошую работу. Я сказал им, что с детства готовил себя к священству, ничего другого мне не надо!

Кроме того, ещё до приезда в Кировск на Украине, в моих родных местах, меня вызывали в КГБ по той же причине, всячески отговаривали от церковного служения. Это происходило в нашем райцентре Хусте. А когда я уехал в Кировск, они, видимо, сразу передали информацию обо мне местным органам.

В 1985 году меня перевели в Никольский храм Мурманска третьим священником. Я заменил тогда по благословению правящего архиерея отца Василия Лапко (он болящий, сейчас служит в Архангельске, в храме Всех Святых). Служил я с протоиереем Георгием Козаком и отцом Никодимом (тогда ещё Николаем Каленчуком).

До начала 90-х годов подвизался в Никольской церкви священник Стефан Бандура, родом с Украины. Это был женатый батюшка, имел детей. Характер у отца Стефана спокойный, тихий. Внешне он худощавый, невысокий.

Помню и уже пожилого иеродиакона Никодима, у него был очень мощный голос. Он тоже был с Украины. Усы у о. Никодима были как у запорожца. Бывало, как возьмётся за ус да как возгласит ектенью! Жив он сейчас или нет, не знаю.

Служил в Никольской церкви Мурманска священник Василий Карпенец, хороший, образованный батюшка, окончивший семинарию.

Диаконом был одно время отец Виктор Казак. Он очень болел, думали, что не выживет. Но выжил, уехал потом куда-то. Вероятно, вышел за штат, на покой.

Очень много стараний для постройки нового храма в Мурманске приложил протоиерей Георгий Козак. Да и пожертвования стекались отовсюду. Денег хватило - тогда всё было дешёвое. Работали много, бабушки раэбились на две бригады и подавали кирпичи строителям. Отец Георгий Козак свои синие “Жигули” использовал полностью для нужд строительства. Он все свое время посвящал созданию храма. Стройматериалы помогал доставать горисполком. Оказывал поддержку уполномоченный.

Самое тяжёлое время для Церкви было до 1986 года. Прихожан было много, но всё это были уже пожилые люди, молодые не приходили. Сейчас многие из тех прихожан отошли в мир иной. В Мурманске до 1986 года Таинство Святого Крещения принимало не так уж много людей. Хотя и тогда не только детей приносили крестить, но и взрослые приходили принять Крещение. И это при том, что в восьмидесятые годы крестившегося человека или родителей, крестивших своего ребёнка, ожидало преследование. С ними “разбирались” по месту работы. Могли, например, понизить в должности, лишить премии. Церковная староста обязана была записать перед Крещением имя, отчество, фамилию, домашний адрес, место работы данные паспорта родителей крещаемого младенца. Вообще, чтобы записаться на Крещение, люди непременно должны были приходить с паспортами. Потом эти данные забирали советские органы и по ним уже “принимали меры” по месту работы родителей, крестивших ребёнка.

В те годы священник не мог выйти никуда за пределы храма для служения. В виде исключения разрешали причащать и соборовать на дому тяжелобольных. Отпевать дозволялось только в храме. Освящать дома или квартиры запрещалось. Священник не мог служить на приходе без справки о регистрации от уполномоченного по делам религий. Если епископ издавал указ о назначении священника на приход, последний не мог служить без регистрации.

В 1986 году органы власти перестали брать из храмов сведения о крещаемых, об этом писал и “Журнал Московской Патриархии”. Народ повалил с этого времени креститься. Крестились по сто человек сразу, стояли в церкви полукругом. Нас было трое священников- не успевали крестить! А в 1988 году, когда мы отмечали Тысячелетие Крещения Руси, преследования почти совсем ослабли. Церковь вздохнула свободнее.

Записала Галина Сиротинская

РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ

Отец Георгий с матушкой Ириной

 

 

 

 

 

После смерти протоиерея Георгия Данильца я ежедневно совершал заупокойную литию и периодически читал акафист за единого умершего. Накануне девятого дня я совершал Божественную литургию в одном из храмов, и во время Евхаристического, канона я мысленно просил Господа: “Господи, открой мне, какая участь отца Георгия в загробном мире”. И буквально после литургии в первую ночь во сне я оказался вместе с отцом Георгием, выходя из одного дома. Мимо дома проходило много людей, и я сказал: “Отец Георгий, ведь ты умер, пусть пройдут люди, чтобы не обращали на тебя внимание”. Он ответил: “Конечно, конечно, мы потом поговорим”. И я спросил: “Отец Георгий, как ты живешь в загробном мире?” Он ответил: “Ты знаешь, великолепно”. Я задал еще один вопрос: “Отец Георгий, видел ли ты ангелов?” И он ответил: “Ты даже представить не можешь, сколько здесь много ангелов”. И после этой краткой, но для меня радостной беседы я проснулся.

Клирик епархии

"Православная газета" , № 9, год 2002, ноябрь

Сайт управляется системой uCoz
По реальным ценам основания назначения судебно бухгалтерской экспертизы предлагаем всем желающим.