НА МЕСТЕ ДРЕВНЕГО МОНАСТЫРЯ УСТАНОВЛЕН КРЕСТ
Как повествуется в трудах Кольского краеведа Ивана Федоровича Ушакова, в середине XVI века на левобережье реки Нивы возник монастырь. К 1575 году он имел “церковь Николы Чудотворца, да два придела: Петра и Павла, да Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, да теплую церковь Рождества Пречистыя Богродицы, а в церкве образы и книги да колокол один - строение царя и великого князя (дар царя Иоанна Грозного! - Прим. Ред.), а три колокола поставил строитель того же монастыря”. Вот так и вырос и расцвел в середине века на промерзлой Кольской земле оазис духовной жизни - Рождественско-Богородичный мужской монастырь.
Но 8 июня (по новому стилю) 1589 года Кандалакша подверглась нападению шведов. Соловецкая летопись сообщает: “В монастыре братию и в волостке (селе, - Прим. Ред.) всех людей посекли... монастырь, и церкви, и волость пожгли... а людей погибло 450 человек”.
При поддержке правительства монастырь с церковью Рождества Богородицы вскоре был восстановлен. Однако в 1693 году случилась новая напасть - Кандалакшский монастырь “погорел без остатка”. Слава Богу, доходы от солеварения и пособие государства позволили монахам восстановить обитель.
По описи 1705 года, в ней стояла “церковь деревянная о пяти верхах с трапезою и келарскою теплыми, главы обиты чешуей”. На отдельно стоящей колокольне висело 5 колоколов.
Храмовая икона - образ Рождества Богородицы - имел серебряный оклад с богатыми украшениями: “У Богородицы венец, и корона, и цата серебряные, резные, золочены, в венцах и в цате 6 жемчужин... в привесе три креста серебряных...”
В монастырской библиотеке находилось 158 книг, из них 88 – в церкви Рождества Богородицы.
В послепетровское время Кандалакшский монастырь в 1742 году был упразднен.
Во время Крымской войны 6 июля 1855 года англичане подвергли Кандалакшу сильному артиллерийскому обстрелу. Десант из 70 матросов высадился в левобережной части Кандалакши, “вломился в церковь Рождества Богородицы и зажег ее изнутри”.
В 1865 году “на высочайше дарованную сумму” жители Кандалакши построили вместо сгоревшей новую церковь Рождества Богородицы - одноглавую, но на каменном фундаменте.
В советское время храм закрыли и разрушили. Вот такой бурной была судьба древнего монастыря.
В этом году 8 июня, в день памяти убиенных иноков и мирян, на месте древней Рождественско-Богородицкой обители в Кандалакше был торжественно водружен крест.
Об этом событии нам рассказал шстоятель Успенского прихода села Варзуга иеромонах Митрофан (Баданин):
- Водружение креста, который мы установили по благословению епископа Мурманского и Мончегорского Симона, было связано прежде всего с прославлением в лике местночтимых святых в августе 2002 года преподобного Феодорита Кольского. Именно он основал в XVI веке Рождественско-Богородичный монастырь в Кандалакше. Монастырь был общежительным, по характеру своей жизни - нестяжательным, то есть иноки кормились трудами рук своих - рыбной ловлей, солеварением.
После установки креста был отслужен молебен, в котором участвовали благочинный Кандалакшского округа протоиерей Сергий Платунов, жители Кандалакша и Варзуги, гости из Кировска и Апатитов.
Крест поставлен там, где некогда располагался алтарь храма. На кресте есть надпись, где кратко рассказывается об исторических событиях, связанных с монастырем. Надеюсь, что в будущем здесь будет сооружена часовня, в которой станут служить панихиды - место ведь здесь кладбищенское - по убиенным в XVI веке инокам. Пониже этого места расположено братское захоронение XX века, времен гражданской войны. К сожалению, имена убиенных монахов нам неизвестны. Хочется надеяться, что изучение архивных материалов поможет узнать их имена.
Крест на месте древних подвигов преподобного Феодорита Кольского и убиенных иноков будет освящать опустевшую, но незабытую обитель. И, быть может, Крестной силой вновь возродится в древней Кандалакше еще один храм Божий.
Наш. корр.
Мурманской и Мончегорской епархии, номер 6, год 2003, июнь