СЛАВЯНСКИЙ ХОД - 2007
СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ Мурманской и Мончегорской епархии и Мурманской организации Союза писателей России при поддержке администрации Мурманской области готовится “Ушаковский Славянск флагом”, который должен стартовать 15 октября.
Его участникам доверяется миссия доставить на Кольскую землю из Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря частицу мощей св. праведного воина Федора Ушакова, покровителя российских военных моряков.
Подготовка этой уникальной духовно-культурной экспедиции сопряжена с известными трудностями и искушениями. В связи с этим Владыка Симон обратился к ее участником с архипастырским посланием.
30 июня в храме Введения Пресвятой Богородицы его настоятель иерей Сергий Поливцев совершил молебен св. праведному воину Феодору Ушакову, на котором была освящена икона святого адмирала Флота Российского, написанная мурманским иконописцем иереем Сергием Мищенко. Планируется, что эта икона примет участие в Славянском ходе - 2007, а затем в нее будет вложена частица его честных мощей.
Архипастырское обращение Высокопреосвященнейшего СИМОНА, Архиепископа Мурманского и Мончегорского, к участникам и организаторам Ушаковского славянского хода - 2007 под Андреевским флагом
ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! Духовно-патриотическая акция доставления на Мурманскую землю из Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря частицы мощей святого праведного воина Феодора Ушакова, адмирала Российского Флота, за которую мы принимаемся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, имеет глубокий, сакраментальный смысл. Что значит сакраментальный? Принципиально объяснить это сложно, так как для каждого человека этот смысл особенный, индивидуальный, также как и каждый человек особенный в среде других людей. В то же время можно указать тут на нечто общеполезное, весьма требующееся, необходимое именно для настоящего момента в жизни конкретного человека и населения региона в целом и относящееся к аспекту духовно-практического опыта нашей жизни на Крайнем Севере. Вспомним лето 2003 года и пребывание на Кольской земле святых мощей апостола Андрея Первозванного. Кто ожидал тогда, что это событие станет таким ярким и таким важным не только в деле воцерковления верующих, но и для множества людей с их всевозможными житейскими проблемами, редко посещающих или вообще не посещающих храм Божий? Люди ночами стояли для того, чтобы приложиться к Святыне и благословиться, царила особая атмосфера благоговения, имели место исцеления от физических недугов. А сколько людей изменило свой негативный настрой и своё отношение к другим людям, к Отечеству и самой жизни на добрый, позитивный, созидательный настрой, сколько прониклось доброй надеждой, любовью и оптимизмом.
Нетленные останки святых угодников Божьих - это не только признак их святости и не просто реликвия. Это Святыня, символ, очаг, через который происходит, распространяется и действует на человека, на окружающую его среду и на весь мир, космос, освящающая, то есть сообщающая свойства святости, чистоты, первозданности Божья благодать -сверхъестественная и чудотворная Божья сила. Слава, благодать Божья сияет в душе, в теле и через тело святых людей в материальном мире, космосе, как при жизни, так и по смерти их, по слову Апостола: “кто будет чист (...), тот будет сосудом в чести, освящённым и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело” (2 Тим.2, 21). Существует определённая взаимосвязь (соотношение, корелляция) тела святого человека с другими телами через таинственное мистическое взаимное проникновение и слияние. Афонский старец Силуан говорил, что благодать доходит до нас, так сказать, тремя потоками. Мы сначала соприкасаемся с благодатью на вершинах нашего существа: в молитве, в размышлении, в духе. Когда наш дух уже пропитан благодатью, она заполняет нашу душу, то, что можно назвать областью психики, сознательного и бессознательного. А отсюда благодать доходит и до нашего тела. Из жизни святых можно видеть, что они отличаются от нас не только духом, не только умом, но и в теле. Всё основное в нашей жизни исходит не из нашего разума. Разум не создаёт ситуацию, он обнаруживает, охватывает её. Разум только воспринимает то, что происходит в нас и вокруг нас. Бог достигает до человека таинствами, чудесами, всем, чем Он воздействует непосредственно на нас, на наше существо, включая и наше тело. Он даровал нам, немощным, и мощи святых, как особые спасительные источники, многообразно изливающие на нас различные благодеяния (6 Деяние 7 Вселенского собора).
Высшая Божественная любовь и правда выражаются в том, что Господь хочет, “чтобы все люди спаслись и достигли познания истины”(1 Тим 2,4). Для этого Он предпринимает всё то, что не противоречит Его правде и любви. Спасая праведника, спасает Господь и людей грешных. Щадит он и место, например, населённый пункт, где праведник пребывает (Быт 18, 23 -32). Так как у Бога все живы и нет у Него мёртвых (Лк 20, 38), то, значит, всё сказанное здесь относится и к святым мощам праведника. Вот почему возникает потребность и необходимость иметь мощи святых праведников, хотя бы частицу их, в городе, в селе, в храме, у себя дома. Чувствуется это и у нас, на Кольском полуострове, и сие чувство довольно сильно проявляется, например, как стремление приобрести по-настоящему “свои собственные” Святыни в кафедральных соборах, на приходах, в семьях. Ведь, в отличие от других областей России, по известным причинам этих Святынь у нас практически нет, хотя людей немощных и физически, и духовно значительно больше, чем где-либо в другом регионе. Да и край наш суровый, сложный, опасный, а жизнедеятельность человека совершается в чрезвычайных ситуациях и критических условиях.
Понятно, что на территории, являющейся форпостом страны, должен быть, “стоять” стратилат (предводитель, военачальник, вождь, воевода), а там, где дислоцируется самый большой в России Северный флот - флагман. Именно таким и стратилатом, стратегом, и флагманом был и остаётся святой праведный воин Феодор Ушаков, адмирал Российского Флота, реально живой у Господа и верующих людей, моряков в особенности, живой в иконах и святых мощах.
Когда мы ратуем об укреплении могущества, уделов и благосостояния России, мы пытаемся достигнуть этого разумно и научно, чтобы всё было и основательно, и показательно. Однако мы не считаемся при этом с духовной, мистической составляющей того, что делаем. Но ведь те, кто чинит нам препятствия и оказывает противление, кто, мягко выражаясь, не хотел бы (и в нас, в стране, и за её пределами), чтобы Россия была сильной, богатой, свободной и благополучной во всех отношениях человеческой жизни страной, в своих деяниях и действиях мистикой, причём самой грязной, не гнушаются. Они, наши недруги, прекрасно понимают, в отличие от нас, воспитанных в системе идеологий материалистической, атеистической, что Русь-Россия всегда была сильна, прежде всего, своим Духом, имея в основании своего могущества “краеугольным камнем” (Еф. 2, 20) Самого Христа. И цель их - разложить и сломить Дух россиян.
Нам надо укрепляться не только материально, но и духовно. Одно с другим должно состоять в единстве, в гармонии. А начинать при этом всегда необходимо каждому с себя. Тогда и Господь будет с нами и будет нам помогать, и непосредственно, и через своих угодников.
В отношении прошлогоднего Хода, несмотря на его, без всякого сомнения, положительный смысл и важность, поступили критические замечания. Участники Ушаковского славянского хода - 2007 не должны допустить никакого повода для подобных замечаний. А отнестись к сложившейся ситуации и этой задаче необходимо спокойно и со смирением. Период предпринимаемой нами духовно-патриотической экспедиции значителен, целый месяц, путь продолжителен и труден, ответственность большая. Можно прямо сказать, что в такой ситуации без искушений и лишений не обойтись. Поэтому, когда искушения появляются, участникам Хода необходимо себя вести подобающим христианину образом. Прежде всего, каждому следует быть всегда внимательным, осмотрительным, терпеливым, стараться не допускать сквернословия, греховных побуждений и таких проявлений как осуждение, зависть, злоба. Исключительно важно - блюсти мирный и бодренный дух и подкреплять его постоянной молитвой. Помните, что наша акция - не политическая интрижка, и в ней не преследуются никакие корыстные, меркантильные интересы. Сохрани, Бог, чем-то подобным осквернить её! Не допустим этого и мы, дорогие братья и сестры, организаторы и участники Хода! Нам надлежит до глубины прочувствовать и осознать своё призвание, характер и степень своего участия в Ходе. Мне думается, что каждый из нас, как художник-иконописец, который пишет свою икону. Ведь мощи святого, в сущности, та же икона, видимый знак живого и реального присутствия святого угодника Божьего, а значит, и Самого Бога. Вы писатели и поэты, вы можете это понять и досконально прочувствовать в своих душах!
Благослови, Господь, всех нас в добрый путь, благослови нашу скромную миссию, чтобы она благополучно осуществилась.
Мурманск, 23 июня 2007 г.
“Православная газета”
Мурманской и Мончегорской епархии № 7 июль 2007