Воскресший Валаам

Меню

Главная
Детская страничка
Библиотека

Фотоальбом

Православная поэзия
История г.Мурманска (фотографии, тексты)
Мастерская (Пасхальные яйца, кресты)

Новости из прессы

•Из епархиальной газеты

Творчество мурманчан

Спасо-Преображенский Кафедральный собор

Церковь об ИНН и печати антихриста

Гостевая книга
Обо мне
Полезные ссылки
Последние обновления
Просят о помощи
Православные знакомства православных мурманчан (и не только)
Паломническая служба
Форум
Приватный чат
Православная баннерная сеть - Богохранимая Отчизна (120х240, 240х60)
Подписаться на рассылку сайта Романов-на-Мурмане
Введите E-mail:
Счетчики
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
вернуться

Паломническая служба Трифонов Печенгского монастыря “Под сенью Трифона” предлагает новый маршрут:

Воскресший Валаам

“О, дивный остров Валаам!” С этих стихов из гимна обители начинаются все путеводители и рекламные проспекты об этом святом месте.

В самом деле, начать говорить о Валааме можно только с восклицаний, ведь даже подъезжая к острову на катере, с каждым кабельтовым ощущая его приближение, испытываешь неизъяснимый сердечный трепет. Проходим мимо небольших островков Валаамского архипелага и - о, чудо! — почти на каждом видим крохотные, словно игрушечные, церквушки. Уже слышно радостное щебетание птиц, сопровождавшие нас всю дорогу чайки прокричали что-то восторженное и устремились назад, а какая-то морская зверушка, испуганная шумом винтов, стремительно выскочила на берег и скрылась в кустах.

Монастырская бухта, причалы, множество катеров и яхт, на пакгаузе надпись: “Швартовка только по благословению настоятеля монастыря”. Монашеская жизнь особенная, размеренная, и праздному путешественнику здесь делать нечего. Потому и созданы многочисленные паломнические службы, чтобы давать людям возможность насладиться русскими святынями, причём устроено это так, чтобы ничем не потревожить пустынническое существование монахов. И кто бы мог подумать, что из Мурманска можно будет отправиться в такую поездку по святым местам! А всё оказалось так просто: почти сутки автобусом до Сортавалы да всего лишь полчаса на “комете” — и нас на набережной встречает “Царская” часовня во имя иконы Божией Матери “Знамение”, выстроенная в честь посещения острова императором Александром II. Сразу за ней — лестница, ведущая к Свято-Преображенскому собору.

Его красота удивляет своей величественностью, свежей белизной устремлённых ввысь стен; притягивают взор алые кресты, украшающие колокольню, переливаются в ясное небо голубые купола. В нижнем храме — церковь в честь основателей монастыря святых прпп. Сергия и Германа, чьи мощи в ней покоятся под спудом. Верхний храм освящён во славу Преображения Господня. Войдя в него первый раз, была просто ошеломлена его величественным убранством: всё вокруг — и стены, и иконостас, и паникадило, и все-все маленькие лампадки сияют золотом. Каждая деталь интерьера выполнена ювелирно отточено и с большой любовью. Подумалось: как здесь молиться? Приехала в монастырь приобщиться к отшельнической жизни, к аскетизму, а здесь такая красота сверкающая — отвлекает... Когда же вечером пришла на богослужение, поняла: красота не земная — небесная. Рай на земле символизирует это золотое великолепие, и само это золото — не стяжательское, а от Вышнего Огня Небесного!

Возрождение Небесной обители, благоговейно называемой в народе “северным Афоном”, “русским Иерусалимом”, началось в 1989 году, когда сюда после долгого времени разорения и разрушения, поругания святынь вернулись монашествующие. И главную роль в воскресении Валаама сыграл Патриарх Российский и всея Руси Алексий Второй, ещё в раннем детстве бывавший здесь вместе со своими родителями. Началась реставрация храмовых построек, восстановление многочисленных скитов, раскиданных по островкам, облагораживание территорий. Работа проделана огромнейшая, и ещё очень долго она будет продолжаться, ведь предела совершенствованию быть не может. Это только разрушать просто. Сколько пришлось вынести невзгод валаамским монахам! Еще со времён Новгородской республики монастырь постоянно подвергался набегам шведов, разрушался, затем вновь отстраивался иноками. После 1809 года, когда Финляндия после русско-шведской войны была присоединена к России в качестве автономии, обитель оказалась на её территории. С 1917-го страна Суоми стала независимой, и Валаамский монастырь оказался за пределами России. Затем, в результате советско-финляндской войны 1939-40 гг., Валаамский архипелаг вошёл в состав СССР. Выбор у монахов оставался невелик: либо погибнуть на своей земле вместе с разрушаемым монастырём, либо возродить его на другом месте, чтобы уберечь святыни от поругания. Так на финляндской земле, невдалеке от городка Куопио, возник Новый Валаам, до сих пор бережно сохраняющий традиции русского православия.

С возрождением “старого” Валаама людям начала открываться правда о его истории, о подвижническом подвиге монахов, многие из которых явили миру истинное благочестие, удостоившись быть причисленными к лику святых. И в этой истории прослеживается удивительная внутренняя связь всего русского монашества, всех русских монастырей. Так, на Валааме долгое время подвизался прп. Александр Свирский, основатель обители, носящей его имя; прп. Савватий Соловецкий, вместе с преподобными Зосимой и Германом обустраивавший Соловецкий монастырь; это и ученик Савватия инок Геннадий, впоследствии святой архиепископ Новгородский; это и прп. Арсений Коневский, перебравшийся с Валаама на ладожский же остров Коневец для постройки скита. А первым православным святым Америки стал прп. Герман Аляскинский, отправившийся в конце XVIII века на Алеутские острова для проповеди Евангелия местным жителям...

Образцы монашеского делания преподнесли и многие наместники “северного Афона”. При отце Назарии в конце XVIII— начале XIX веков построены первые каменные церкви, возведён скит во имя Всех Святых. К слову, по традиции женщинам доступ в него разрешён только единожды в году, именно в праздник Всех Святых. Потому наши паломницы смиренно ожидали мужчин, которым посчастливилось побывать в этом благословенном месте, и мечтали о том, чтобы приехать сюда в первое воскресенье после Троицы, когда праздник отмечается. Однако на могиле игумена смогли помолиться все вместе. Рядом с ней стоит огромный дуб, в который при страшной грозе попала молния, сук обломился, и ткани дерева на срезе явили портрет настоятеля...

При игумене Дамаскине монастырь стал развиваться как никогда ранее, росла библиотека, множились промыслы. Построены в русском стиле самые красивейшие церкви обители, гостиница для паломников, множество скитов, среди которых—на Святом острове — церковь прп. Александра Свирского, невдалеке от которой находится крохотная пещерка, в которой подвизался преподобный. Это было в конце XIX века. Начало ХХ-го перевернуло всё...

Так трудами паломнической службы Трифонов Печенгского монастыря стало возможно посещение мурманскими имущими благочестия людьми Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Труден и сам путь паломника: практически бессонная ночь пути к Ладоге, длительные переходы от скита к скиту, распухшие суставы, но — сожаление лишь оттого, что не смогли увидеть всего, что может даровать человеку наш “русский Иерусалим”. И только истовая молитва у православных святынь вселяет надежду на то, что свидимся скоро.

Марина ЧИСТ0Н0Г0ВА

“Православная газета”

Мурманской и Мончегорской епархии № 7 июль 2007

Сайт управляется системой uCoz

 

Сайт управляется системой uCoz