Меню

Главная
Детская страничка
Библиотека

Фотоальбом

Православная поэзия
История г.Мурманска (фотографии, тексты)
Мастерская (Пасхальные яйца, кресты)

•Новости из прессы

Из епархиальной газеты

Творчество мурманчан

Спасо-Преображенский Кафедральный собор

Церковь об ИНН и печати антихриста

Гостевая книга
Обо мне
Полезные ссылки
Последние обновления
Просят о помощи
Православные знакомства православных мурманчан (и не только)
Паломническая служба
Форум
Приватный чат
Православная баннерная сеть - Богохранимая Отчизна (120х240, 240х60)
Подписаться на рассылку сайта Романов-на-Мурмане
Введите E-mail:
Счетчики
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

вернуться

Паломник-швед покаялся

за грех земляков-разбойников

Древняя Печенгская земля примыкает к границе с Норвегией и не одно столетие является форпостом России на ее северо-западном рубеже. Суровая каменистая земля обильно полита кровью советских воинов, остановивших зддеь фашистское нашествие на пути к Мурманску в годы второй мировой войны. И сегодня на дороге из Мурманска в Печенгу нередко можно встретить людей в защитной униформе, передвигающихся на боевой технике. Но приметы перемен пришли и сюда. Никакая военная мощь сама по себе не гарантирует стабильности жизни, если она не подкреплена духовной стойкостью и преданностью людей родной земле, имеющими многовековые корни и традиции.

На въезде в поселок Печенга встречает скромный храм Рождества Христова, который мало отличается от простой крестьянской избы, если бы не крест. Когда узнаешь, что здесь постоянно живут и несут службу всего пять монахов во главе с наместником Трифонова Печенгского монастыря игуменом Аристархом, трудно поверить, что эти люди сумели за короткий срок изменить духовный климат не только в близлежащих военных поселениях, но и по всему Кольскому краю. Сотни людей из Мурманска и других городов с добровольным постоянством едут в монастырь, являющийся самой северной православной обителью России. А без отца Аристарха уже невозможно представить любое значимое культурное событие в области, связанное с развитием национальной отечественной культуры.

Как ни покажется удивительным, но ведь именно в молодом Мурманске впервые после атеистического советского безвременья возродился замечательный праздник - День славянской письменности и культуры. Отсюда начинался первый Славянский ход деятелей отечественной культуры по городам и странам Европы, чьи народы родственны нам по крови и духу. Недаром болгары в знак благодарности и признательности за славянское подвижничество подарили Мурманску памятник Кириллу и Мефодию, аналоги которого стоят лишь в двух городах мира - в Софии и Риме. Ушли из жизни основатели праздника писатели Виталий Маслов и Викдан Синицын, но на смену им приходят просветители новых поколений, в их числе отец Аристарх.

Всего четыре года служит он за Полярным кругом, но разве количеством лет измеряется жизненный след человека? Ежегодно монастырь издает около 50 книг духовной по сути, а не формально-религиозной литературы. С экрана телевизора тысячи мурманчан слушают слово священника, обращенное к нравственной сути каждого из нас. Отец Аристарх постоянный гость в армейских гарнизонах, на гражданских и военных кораблях. В скорбные дни гибели атомного подводного крейсера "Курск" он находил путь к сердцу родных и близких моряков, на которых свалилось неимоверное горе, словами утешения и поддержки.

Игумен АристархА чего стоит забота братии монастыря о солдатах, укрывающихся в обители от неуставных отношений. Такие вот необычные хлопоты подкинуло монахам наше смутное время. Впрочем, об этом рассказывает сам отец Аристарх: "Мои монахи почти не ропщут на беспрестанный поток солдат, проходящих через нашу жизнь. Ведь не закроешь же дверь перед ними, особенно зимой. Я зачастую сам выхожу посреди ночи открывать дверь. Очень переживаю за них, замерзших, побитых. Это наш крест, который становится все тяжелее и тяжелее. Когда я принимал монастырь, было шестеро солдат, теперь их около сорока. Помогая этим мальчишкам в их беде, мы и сами через них спасаемся". Возможно, и осудит монахов какой-нибудь ярый поборник воинской дисциплины, но так ли уж хороша нынешняя светская мораль и слепое законопослушание, если молодым людям тошно от них в жизни. А в стенах монастыря они обретают кров, скромную еду и, что не менее важно, внимание и участие, за которое охотно готовы платить работой во благо обители - трудниками здесь их и называют.

А недавно на приглашение посетить монастырь, в этом году отмечающий свое 470-летие, сразу откликнулись представители мурманской интеллигенции, большой комфортабельный автобус еле вместил всех желающих. Ехали не ради праздного любопытства - по инициативе игумена Аристарха впервые в крае состоялась конференция "Духовность и словесность", организованная совместно с Мурманским отделением Союза писателей России и областным центром гражданского и патриотического воспитания молодежи. Поразительно просто сформулировал священник смысл этой встречи: не просто выразить себя, а нужно услышать самих себя. Нельзя быть чужаками на своей земле...

Это лишь видимость, что весь интеллектуальный потенциал сосредоточен в столицах и только там решается, куда нашему народу идти дальше. За судьбу России не меньше, а может, и обостреннее болеют люди в ее глубинной провинции. Вот всего несколько суждений, прозвучавших в стенах Печенгского гарнизонного Дома офицеров.

Профессор словесности Мурманского педагогического университета Надежда Благова, по-моему, очень точно оценила современное состояние нашей словесности:

- Многие современные писатели позволили себе разрушить то, что столетиями создавалось русской литературой.

Использование грубого просторечия и нецензурщины считается теперь абсолютно приемлемым и даже модным. При этом забывается, что язык, слово даны нам для поднятия человека до духовного идеала, а не для низвержения его в безнравственную пропасть. В обсуждавшемся в Думе законе о русском языке ни слова не было о его роли как нравственном эталоне общества. Видно, власти это не нужно.

- В нашем государстве сегодня книга вне закона, - подчеркнул писатель Виктор Тимофеев. - Если, конечно, не брать в расчет закон коммерции, который не имеет ничего общего с духовностью. Потому общество напоминает штормящее болото.

- Дайте нам хороших книг, а то присылают солдатам только детективы и фантастику. Помогите! - призвал собравшихся один из командиров морских пехотинцев, оценивая состояние книжного рынка и по-своему вторя Тимофееву.

Как ни велико сегодня засилье легкого бульварного чтива и пошлости, льющейся с экранов телевидения, а все-таки стремление к духовному идеалу в русском человеке ничем не истребимо. Духовность - синоним нравственности - эта прозвучавшая на конференции мысль и стала итогом состоявшегося разговора.

Да истребима ли она вообще в жизни? Вспоминается недавний случай, произошедший в стенах Трифонова Печенгского монастыря. Самой трагической страницей в истории северной обители стало убиение 116 мучеников-монахов отрядом разбойников, подданных шведского короля, в 1589 году. Несколькими годами ранее вокруг основателя монастыря преподобного Трифона собрались его единомышленники в последние минуты перед кончиной.

- Не плачьте обо мне, братья, - еле слышно произнес старец и заплакал сам. А потом пояснил причину внезапно нахлынувшей грусти: - Скоро многим из вас предстоит принять мученическую смерть...

Слова оказались пророческими. Когда монастырь осадили разбойники, некоторые монахи вызвались дать им отпор, но их остановил словами настоятель- "Раз уготовано нам умереть, примем же свою участь как должное...".

Четыре с лишним столетия ждала Печенгская земля покаяния за злодейское деяние. И оно пришло. Монастырь навестили иностранные гости, среди которых был шведский гражданин. Приехал он неспроста, а чтобы поклониться праху убиенных и извиниться перед монахами за содеянное своими предками.

Может, и увидит кто-то в этой истории проявление мистического чуда. Мне же видится другое, нравственный суд – суд совести человеческой - не имеет сроков давности и времени неподвластен.

Владимир БЛИНОВ.

"Вечерний Мурманск" 5 июня 2003

Фото из моего архива

 

Сайт управляется системой uCoz