ДЕСЯТЬ ЛЕТ
КРЕСТНОГО АРХИЕРЕЙСКОГО ПУТИ
У этой статьи есть замечательный повод - десять лет архиерейской хиротонии владыки Симона.
В 1995 году была учреждена Мурманская и Мончегорская епархия. Первым правящим архиереем ее стал епископ Симон.
Дело новое, интересное, сложное. Дело, которое стало и возрастанием, и испытанием, и утверждением веры для всех нас.
Какими глазами смотрит архиерей на паству? Какими глазами смотрит паства на архиерея? Началось взаимное узнавание и сотрудничество.
Так устроена человеческая природа, чтот желает она счастья. По-разному представляет его себе человек. Обычная судьба: дом, семья, работа, здоровье, как прокормить и прокормиться, как сохранить в себе человека. Много вопросов задает нам жизнь и настойчиво требует ответов. Причем не каких-нибудь, а ответов правильных и достойных.
Архиерей и его счастье. Архиерей и его путь. Много ли нам известно об этом? Какими глазами мы видим его?
Служение - вот то слово, которое вмещает в себя суть и смысл этого звания. Ничего для себя, ничего для мира. Все отдавать. Все преобразовывать. Терпеть подозрения и наветы. Быть на виду и нести трудное бремя. Не принадлежать себе ни в чем.
Но все вышесказанное, разумеется, идеально написано. А как же в жизни?
Где нам достать идеальных архиереев и, что еще проблематичнее, где нам взять идеальную паству?
Не хотелось бы здесь видеть никаких критических замечаний или хвалебных псалмов, но дать простор уму и понять человеческое стремление судить об этом или о том, о наставнике, о пастыре. Понять трудность и необходимость пути духовного.
Мы смотрим в сторону рядом живущего и думаем: вот, это он, молодец, как хорошо сделал. Или: вот, что-то тут он не прав, недоработал, не принял к сведению. Наблюдая за чужой жизнью, анализируя ее, давая ей оценки, мы фактически и живем этой чужой жизнью. И за этот счет, разумеется, пренебрегаем своей. Как часто бываем обращены мы в мир внешний! Даже если и молчим, то все равно он гремит в нашей голове и в сердце множеством впечатлений, внутренних диалогов, радостей, обид или огорчений.
Все-то мы знаем. И почему кто как поступил, и что он при этом думал, и как надо было поступить, и какие будут последствия. Заповедь Христова? Нет, у нас не получается, мы немощные. Судить не немощные, а исполнять...
Жить вместо другого. Вместо своих близких и неблизких. Вместо своих детей, вместо своих соседей и коллег. Добиваться исполнения ими своих собственных желаний. Более того, решительным образом повелевать тому, чтобы и взгляды на жизнь они имели такие, какие мы им позволим иметь, и никаких других. Иначе - конфликт, спор, обида. До каких же бесконечных пределов простирается эгоизм, прикрываясь благой целью желания добра и приведения души к Богу. Но благими намерениями, как сказано в Писании, вымощена дорога в ад.
Вот поле, вот нива, на которой поставлен нести служение архиерей. И если не будет над ним десницы Божией, за Которую одну ему держаться и одной Ей следовать, то захлестнет, уничтожит житейское море и неукротимый в своих многочисленных соблазнах мир.
Божественный свет архипастырского долга ведет его по сложным, запутанным, узким тропам земной жизни, заваленным грудами человеческих грехов, оплетенным терниями человеческого лукавства и лжи. Напрягаясь и превозмогая, несет он перед собой Слово и Дух. И вслед за ним, также напрягаясь и превозмогая, следуют те, для кого и перед кем он несет и высокое, и выстраданное служение.
Невидимый путь к пока еще невидимой земными глазами цели. Тернистая стезя, одолеваемая Верой, Надеждой и Любовью. И так, спотыкаясь, падая и поднимаясь, идут они вместе - архиерей и паства. Потому что нет другого пути и нет цели высшей, чем Путь к Богу.
Монахиня Васса.
Миссионерская газета
Мурманской и Мончегорской епархии, номер 10, год 2003, октябрь