КАК Я, ВЕЛИКАЯ ГРЕШНИЦА, ПРОБИВАЛА ТРОПИНКУ К БОГУ
Не знаю, будет ли кому-либо интересна моя исповедь, откровение мое: в нем нет ничего особенного. Я думаю, так было и есть у многих моих современников. Но, может быть, кто-то кто еще не начал даже торить свою тропинку к Богу, задумается на минуту, сопоставит свою жизнь с вечностью и захочет своего прозрения...
Помню с раннего детства, куда бы наша семья ни переезжала, в углу комнаты висела старая икона Божией Матери. Маме она досталась от родителей.
Я не видела, чтобы моя мама стояла перед ней и молилась: наверное, она делала это мысленно.
Но икона всегда была, и мама за ней ухаживала: подкрашивала оклад, украшала вышитым полотенцем.
Время было советское, и о вере я не знала почти ничего, кроме того, что преподавали в школе на уроках истории, а именно: “Пост - это плохо, вредно для здоровья. Религия - опиум для народа”. И это все. Это заслуга учителей.
И еще я знала, что Пасха - это праздник, когда едят крашеные яйца и говорят: “Исус Христос Воскресе”, - надо отвечать: “Воистину Воскресе!” - это заслуга мамы.
...И так много лет, начиная с рождения и до сорока. Потемки. Сплошные мытарства без Божией благодати. Одно замужество сменило другое, родились дети, которые были крещены, потому что “так надо”. Бедные дети, которые не слушали от своей непутевой матери ни слова о Боге, разве что бабушка когда слово замолвит о Создателе мира.
Но как-то однажды промелькнула в голове мысль. Почему говорят: должен это знать как “Отче наш”? Почему я не знаю? Стала спрашивать всех окружающих меня людей, знакомых, на работе: “Кто знает молитву “Отче наш”?” И выяснилось - никто!
Опять выручила мама: у нее на листочке крупным детским почерком первоклассника (она окончила 3 класса, не в чем было в школу ходить, да и некогда) была переписана молитва всех молитв, данная нам Сами Господом!
Выучила сама, стала разучивать с сыном, дочь, к сожалению, к тому времени уже была в таком возрасте, когда воспитание дается с трудом.
Дальше - больше, одна верующая женщина сказала мне и моей подруге: “Как вы можете жить без Церкви, без Исповеди и Св. Причастия? Сходите исповедуйтесь, причаститесь”. И снова куча вопросов: “А как? Что такое Причастие?..” Это в сорок-то с лишним лет! Не стыдно ли?! Не позор ли?!
Эта же знакомая дала книжечку “Опыт построения исповеди по десяти заповедям”.
Прочитали как смогли, приготовились. Да не знаючи-то попали на первую в жизни исповедь в субботу первой седмицы Великого поста.
Пришли в храм на улице Зеленой, думали, что одни там будем, а там... народа тьма-тьмущая! Сразу же возникло чувство сомнения: зачем пришли? Стоять, все равно не достоишься. И вдруг, слышим, один мужчина говорит: “Пойдемте, вышел батюшка Никодим, исповедовать тоже будет”. Мы за ним и оказались третьими в очереди. Подхожу, в кармане, как научили, бумажка и несколько вымученных грешков. Как каяться? В чем? Никого не убивала, не грабила, больше ничего на ум не приходит. Взмолилась: “Батюшка, я первый раз, помогите!”
Отец Никодим с сочувствием покачал головой: Что же ты, милая, не пришла в будний день, мы бы поговорили, исповедовалась бы как следует”.
Но ничего, с Божией помощью исповедовались с подругой, причастились. Правду сказать, первый опыт был неудачным, охота к Исповеди и Причастию была отбита у моей подруги и до сей поры, но меня Господь миловал.
Прошло несколько тяжелых лет. Было и сокращение с работы, и уход мужа в самую трудную минуту - казалось, весь мир оставил бедную душу мою, но нет, не оставил Он, наш Спаситель.
Как-то раз, как мне кажется до сих пор, даже необдуманно, скорее по привычке взывать к Богу в трудные минуты, даже если человек считает себя
неверующим, я взмолилась, обращаясь к Божией Матери перед Ее иконой Владимирской, которую не то шутя, не то всерьез купила много лет назад на юге: “Господи, Матушка Царица Небесная, приставьте вы меня к какому-нибудь душеполезному делу!!!”
Спустя некоторое время зашла я к соседям, с которыми прежде едва раскланивалась. Воистину, неисповедимы судьбы Твои, Господи! Там, оказалось, живут Богом благословенные люди. У сына моей соседки Алеши оказалась большая библиотека православной литературы, по правде сказать, тогда я не знала цены этим книгам. Разочарованно перебирала я незнакомые мне писания святых отцов, наставления старцев, но взяла на всякий случай несколько книг, где шрифт был покрупнее.
И вот вечером от нечего делать взяла одну и начала читать... и вот сначала чуть окунулась, потом нырнула поглубже и... слава Богу! Утонула в этом мире блага. Читал, читала и читала, постепенно прочитанное выстраивалось, образуя знания. Отсюда началось мое восхождение по Божественной лестнице. Ступенька на ступеньку, на другую; кажется, уже довольно крепко стою, но вот оглянулась, а там море искушений, как будто специально все стало для меня, и опять валюсь вниз, в грех! Потом очухаюсь, и снова карабкаюсь вверх. Теперь я знаю, для чего живу: мне надо достичь верхней ступеньки и не оглядываться больше назад, дабы не упасть на дно ужасной вечности, которая скалит зубы и корчит дьявольские рожи всем, вступающим на тернистую тропу спасения.
Теперь знаю я, о чем молить Всевышнего. Только о том, чтобы быть сопричастною, хотя бы последней овцой в малом стаде Господа нашего, только бы не отпасть от Православной христианской веры!
“...Очисти мя, Господи, от греха моего и соделай достойной Царствия Небесного!”
Раба Божия Людмила, город Мурманск.
Миссионерская газета
Мурманской и Мончегорской епархии, номер 5, год 2003, май