ЧТО ЖЕ ПРАЗДНУЮТ В МУРМАНСКИХ ШКОЛАХ 31 ОКТЯБРЯ?
Когда общаешься со школьниками, приходящими в воскресную школу, то часто выясняется, что они почти ничего не знают о наших православных праздниках, которые тысячу лет праздновались на Святой Руси нашими благочестивыми предками. Невольно задаёшься вопросом: чему же ещё и учить русских детей в школах России, как не родной православной культуре? Рассказывать им о Пасхе, Рождестве Христовом, Преображении Господнем, православных иконах - Святой Троицы, Спаса Нерукотворного, Казанской, Владимирской, о Николае-угоднике, святом Владимире Красное Солнышко, благоверном князе Александре Невском... Есть сейчас в школах Мурманска и области преподаватели, которые рассказывают детям о православных святынях России, но, к сожалению, их очень мало. В большинстве школ детей крайне слабо обучают родной отечественной культуре, которая была рождена Православием и тысячу лет не мыслилась вне Русской Православной Церкви.
Души детей, так восприимчивые к добру и свету, не получают здоровой духовной пищи, оставаясь во тьме невежества и нечестия.
Да, в мурманских школах не объясняют детям смысл и значение осенних православных праздников Рождества Пресвятой Богородицы или Воздвижения Честного Креста Господня. Но взамен того что же так широко и с размахом празднуют почти во всех школах Мурманска в октябре-ноябре? Праздник нечистой силы - хэллоуин! Как известно, ещё лет десять назад о нём русские люди и слыхом не слышали: как и разная другая нечисть, он пришёл к нам с Запада, из США. Наверное, мало кто из благоразумных родителей, даже некрещёных, пожелает своим детям участвовать в этом шабаше. А крещёным детям, христианам, тем более грешно участвовать в этом языческом бесовском действе. Об этом должны помнить и дети, и их православные родители.
Многие понимают это и выражают тревогу по поводу проведения в школах хэллоуина. Мне придилось слышать рассказы родителей и школьников о “дне всех святых” (так ещё кощунственно называют хэллоуин). Например, одна мама, зайдя осенью в школу, где в то время училась её дочь, была испугана и возмущена омерзительным зрелищем: старшеклассники, отмечая хэллоуин, ходили по школе в костюмах нечистой силы с прицепленными на голове рожками.
Что тут можно сказать? Все ведь знают, что веками на Руси родители учили детей молиться Спасителю и ограждать себя крестом от нечистой силы, а теперь вот директора и преподаватели школ учат противоположному. Поражает богоотступничество и бездуховность современного российского образования. Порой директора и учителя говорят, что веруют в Бога, но на деле ведут себя как безбожники, организуя в школах кощунственные праздники. Педагоги, получившие советское образование, никак не могут признать реальности духовного мира. Никто в школе не научит первоклашку молитве святому ангелу-хранителю: учителя не верят в существование добрых духов - святых ангелов, служащих Богу. Вместе с тем никто не признаёт и вполне реального существования тёмных сил - бесов. А они есть на самом деле, они отвратительны, ненавидят Бога и людей и всеми способами стремятся погубить души и детей, и взрослых. Так что хэллоуин совсем не безобидное веселье, а настоящая бесовщина. Предлагая детям переодеться и “поиграть” в нечисть, взрослые отдают их во власть духов тьмы. Апостол Петр в Новом Завете обращается к нам, призывая быть бдительными, говоря о том, что “диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” (1 Петр. 5, 8). Защитить себя и детей от нечистой силы мы можем, только обратившись ко Христу, только в Святой Православной Церкви.
Поразил меня и рассказ о хэллоуине одной ученицы воскресной школы Свято-Никольского собора. Девочка вспоминала об этом шабаше со страхом и отвращением. Она рассказывала, что, когда в их школе проводился хэллоуин, она и другие учащиеся младших классов в нём не участвовали. Они в тот день, как всегда, пришли в школу на уроки. Однако избежать “ведьмина дня” (так его называют некоторые ребятишки) малышам всё же не удалось. В школьном коридоре было страшно и темно (специально выключили свет). Здесь их встретили участники хэллоуина - старшеклассники с косами. С дикими криками эти “ряженые” стали хватать перепуганных пятиклассников и переворачивать их. Дети были в ужасе от такого “праздника”.
Есть еще один острый и болезненный аспект этой проблемы. Чаще всего хэллоуин проводится в школах преподавателями английского языка “для ознакомления учащихся с традициями англоязычных стран”. Понятно стремление родителей и учителей дать детям знание иностранных языков. Но то, что происходит у нас сейчас, ненормально! Дети учат и учат английский и ещё раз английский с пяти лет - дома, в школе, с репетиторами, на платных курсах - по воскресеньям вместо православного богослужения, а также в будни утром, днём и вечером. Однако русские ребята почти не знают ни православной культуры своего народа, ни русского языка и литературы, ни русской истории. Кого их них хотят сделать? Маленьких американцев, ненавидящих и презирающих Россию? Почему мы отворачиваемся от наших православных духовных сокровищ? Что взамен этого, пошлая и примитивная американская поп-культура?
Встревоженные проведением в школах хэллоуина родители обращаются с вопросами по этому поводу в “Православную газету”. Мы попросили ответить на них руководителя отдела по религиозному образованию и катехизации Мурманской епархии священника Василия Вольского:
- Западный праздник “всех святых” (хэллоуин), который празднуется в ночь с 31 октября на 1 ноября, не имеет ничего общего с нашим праздником Всех святых. Если наш праздник призывает к святости каждого человека, то там призыв к сатанизму. В Америке, например, в этот день выходят на улицы целые демонстрации людей, наряженных ведьмами, покойниками и вампирами. Печально, что в последние годы этот “праздник” пришёл в Россию.
Когда я учился в школе, такого “праздника” ещё никто из нас не знал. Впервые узнал об этом, когда несколько лет назад преподавал в одном из учебных заведений Мурманска: там этот “праздник” отмечался ежегодно. Меня всегда охватывала тревога за детские души: ведь хэллоуин - это прямое служение сатане, а не просто весёлый фестиваль, как это преподносят педагоги.
История этого “праздника”, как утверждают, начинается ещё у древних кельтов. Первого ноября кельты праздновали новый год. Считалось, что в ночь под новый год призраки и души умерших возвращаются в поисках тела, которым они могут завладеть на последующий год. Кельты верили, что все законы времени и бытия не работают в эту ночь, позволяя духам вытворять всё что угодно. Разумеется, никому не хотелось поменяться местами с призраком, потому традиционно повелось рядиться в страшные костюмы и совершать странные поступки, чтобы сбить демонов с толку. Как видим, суть “праздника” изначально сатанинская. Но если раньше некоторые праздники наполнялись новым, христианским смыслом, то сейчас, напротив, сатанинским праздникам для вида придаётся как бы церковная окраска. Так, день разврата получил имя “дня святого Валентина” (естественно, никакого отношения ни к какому святому этот “праздник” не имеет) А день всей нечисти стал “днём всех святых”.
Это пародия на день Всех святых – ведь “святыми” провозглашается всякая нечисть.
Газета “Православная Москва” (№7 за 2003 год) напечатала заметку о том, что органы образования Москвы запретили празднование хеллоуина во всех школах столицы. Однако в некоторых церковных изданиях я читал, что в Москве хэллоуин праздновали почти во всех ночных клубах и маски с изображением нечистой силы раскупались активно. Не надо равняться на Запад, где этот “праздник” отмечают уже в детских садах. Если государство заинтересовано в воспитании добропорядочных граждан, а не разрушителей Отечества, пока ещё этот “праздник” не стал у нас столь массовым и обязательным, как за рубежом, его надо законодательно запретить. И здесь, думается, могут активность проявить родители, они должны задать вопрос органам образования: “Почему наших детей заставляют участвовать в совершении сатанинских обрядов?” И те люди, которые всячески способствуют этому и ввергают нашу молодёжью в религию тьмы, должны быть наказаны, они не могут быть педагогами.
Статью подготовила Галина Сиротинская
Миссионерская газета
Мурманской и Мончегорской епархии, номер 10, год 2003, октябрь