Меню |
||
---|---|---|
Главная | ||
Детская страничка | ||
Библиотека | ||
Православная поэзия | ||
История г.Мурманска (фотографии, тексты) | ||
Мастерская (Пасхальные яйца, кресты) | ||
Спасо-Преображенский Кафедральный собор | ||
Обо мне | ||
Полезные ссылки | ||
Последние обновления | ||
Просят о помощи | Православные знакомства православных мурманчан (и не только) | |
Паломническая служба | ||
Приватный чат | ||
|
||
Подписаться на рассылку сайта <Романов-на-Мурмане/font>> | ||
Счетчики | ||
|
||
|
||
| ||
|
||
| ||
| ||
|
|
|
Судьбы храмов и священников
Кольского Севера в 30-е гг. ХХ века
Гонения на Церковь в России в XX веке сравнимы с преследованиями христиан римскими императорами-язычниками. Миллионы верующих подвергались мучениям и смерти, тысячи храмов и монастырей осквернялись и разрушались в советские десятилетия.
Только теперь мы начинаем узнавать правду о том страшном времени богоборчества. Предлагаем вниманию наших читателей статью историка Юлии Петровны Бардилевой, в которой рассказывается о гонениях на Церковь в Мурманской области.
Конец двадцатых и тридцатые годы XX века в области государственно-церковных отношений - это время массовых гонений на Церковь и священнослужителей, закрытия и разрушения храмов и молитвенных зданий, развертывания антирелигиозной пропаганды и воинствующего безбожия.
Общегосударственная антицерковная политика нашла свое отражение и на Кольском Севере, хотя, безусловно, и со своими особенностями. Несмотря на то, что здесь также была развернута широкая антирелигиозная пропаганда, сами безбожники края не были довольны ее качеством. Еще 1925 г. был создан Союз безбожников в Мурманске, который распространял свою деятельность и на всю губернию. Однако даже на окружную конференцию, проходившую в 1929 г., из 500 городских и 300 деревенских безбожников прибыло лишь 25 человек. Уже в мае 1929 г. появилась статья “На антирелигиозном фронте”, в которой подробнейшим образом обговаривались недочёты безбожников края: “Работники бюро ячеек союза безбожников совершенно не чувствуют себя ответственными за порученную им работу, кое-как проводя антирелигиозную пропаганду исключительно от случая к случаю - от Пасхи до Рождества. Существуют уголки безбожников, но никакой действенной работы в них не ведется... Клубы также не ведут систематической работы в этой отрасли...”1 Показателем низкой эффективности антирелигиозной пропаганды служит и письмо некоего И. Познарева (1931 г.), который отмечает, что церковники, воспользовавшись “замершей работой СВБ” (союза воинствующих безбожников), развернули активную работу по ремонту храма, организовав при этом сбор пожертвований на данное дело в Коле и Мурманске. С окончанием же ремонта усилился приток верующих, особенно в праздничные дни2. Отмечается также, что и некоторые комсомольцы принимают участие в праздновании Рождества, что Кольская религиозная двадцатке “...развивает бешеную агитацию на привлечение к участию в проведении праздника (Пасхи. - Прим. авт.) не только в Коле, но и в Мурманске”3. Так что в полной мере воплотить свои планы безбожникам Кольского полуострова помешали верующие и их духовные наставники.
ЗАКРЫТИЕ ХРАМОВ НА МУРМАНЕ
Волна закрытий храмов прокатилась по приходам в тридцатые годы. В феврале 1931 г. под предлогом того, что невозможно содержать церковь силами религиозной общины, была закрыта Крестовоздвиженская церковь в селе Поной и переделана под избу-читальню. В том же году стали оформляться бумаги на закрытие церкви в селе Полярном (Александровске). Ее предполагалось переоборудовать под детскую площадку и клуб физкультуры. Но в ней был устроен обычный клуб. В 1932 г. была закрыта и переоборудована под школу церковь в с.Сосновка, а одна из церквей в Чаваньге - под медицинский пункт. Закрыта в 1931 г. была и церковь в ст. Голицыне4.
Характеризуя религиозную обстановку в крае, нельзя обойти конфликты, возникавшие между общинами верующих и местными властями. На Кольском Севере они связаны с незаконным или неправильным закрытием молитвенных зданий. Так, при закрытии храма в с. Териберка в 1936 г. верующие выразили свое несогласие с решением и трижды (!) направили жалобы в Ленинградский облисполком. Когда не помогло и это, верующие написали письмо в Постоянную комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК СССР. Однако она вопрос признала закрытым ввиду того, что своевременных обжалований не поступало! Решение Комиссия вынесла в декабре, а жалобы в Леноблисполком поступали еще в мае и в июне, но, видимо, это и было признано несвоевременностью5.
БЕСЧИНСТВА БЕЗБОЖНИКОВ В КОЛЕ
Негодование в среде верующих и их общины вызвали решения о закрытии часовен и церквей в с. Кола. В марте 1931 г. по решению Мурманского окрисполкома была закрыта часовня в с. Кола. Поводом послужило отсутствие заявлений от группы верующих на пользование ею, а советские органы утверждали, что здание ветхое и “его надо предохранять от дальнейшего разрушения” (?!). отобрали помещение часовни Всемилостивого Спасда. Они срочно созвали общее собрание 4 октября 1931 г. после предъявления документов о закрытии. Коляне мотивировали необходимость сохранить часовню тем, что она является памятником старины (XV в.), имеющим историческое значение, отмечая, что два года тому назад представители реставрационного отдела Ленинградского художественного музея иконопись данной часовни признали редкой ценной стариной. Однако, видимо, официально это не было зафиксировано, и Кольский РИК изъял здание, а имущество церкви передал группе верующих Кольского собора. Часовню позднее переделали под аптечный ларек6.
Однако на этом злоключения церковной двадцатки с. Колы не закончились. В том же 1931 г. общине Кольского собора предъявили документы о расторжении с ней договора на пользование молитвенным зданием, так как якобы не выполнены основные условия договора по ремонту здания. Однако выше уже указывалось, что община провела ремонт, причем с привлечением средств верующих как Колы, так и Мурманска. Однако договор был расторгнут и перезаключен с иной религиозной общиной, точнее с иными ее учредителями7.
В 1933 г. состоялся самовольный осмотр имущества Троицкой кладбищенской церкви8, а спустя два года ее переоборудовали под дом пионеров. Этим закрытием заканчивается первая волна изъятия у Церкви молитвенных зданий на Кольском Севере. Позднее прошли закрытия церквей в Коле (Благовещенский собор отняли у верующих в 1938 г. - его закрытие напрямую связано с арестом настоятеля и желанием властей покончить с самым серьезным религиозным центром Кольского Севера тихоновского направления, хотя оно и натолкнулось на активное сопротивление граждан)9.
В конце 1930-х - начале 1940-х годов произошли следующие события:
- в марте 1937 г. под медпункт отдали церковь Святителя Николая Чудотворца в с. Пялица;
- в сентябре 1937 г. закрыли церковь Михаила Архангела в Чаваньге под клуб и избу-читальню;
- в ноябре 1937 г. закрыли часовню Петра и Павла в Варзино под избу-читальню, переоборудовали под клуб церковь в Иоканьге (1938 г.);
- осенью 1938 г. была закрыта церковь Воскресения Христова с. Умба, здание которой стало использоваться под колхозный дом культуры;
- в июле 1938 г. Богоявленская церковь села Ловозеро превратилась в районный клуб;
- прекратили существование обе церкви в Кандалакше (1940 г.);
- в феврале 1941 г. переоборудовали под клуб Троицкую церковь в с. Тетрино (она была закрыта с 1937 г.)10.
Нерешенным остался к тридцатым годам и вопрос о предоставлении мурманской общине верующих права на строительство храма или устройство такового в приемлемом помещении11. Во всей Ленинградской области Мурманский округ поражает количеством закрытий храмов. По данным на 1 января 1936 г., здесь числится лишь одна действующая церковь в Коле (хотя, как выше указывалось, были и другие). К 1932 г., несмотря на бедность приходов, Мурманский окружной РИК сумел изъять церковные колокола общим весом более восьми с половиной тонн (84 колокола)12.
Тридцатые годы оказались для Кольского Севера трудными: в новое десятилетие огромный по площади край вступил фактически без единой действующей церкви.
ПОСТРАДАВШИЕ СВЯЩЕННИКИ
Конец первой трети столетия стал для Кольского Севера началом серьезных репрессий в отношении священников. Все “расстрельные” дела относятся именно к этому времени. Среди репрессированных священников Боголепов Вениамин Федорович (село Княжая губа), Коноплев Арсений Михайлович (Мурманск), Красильников Александр Алексеевич (село Ковда), Лисеенков Григорий Евтихиевич (посёлок Умба), Мелентьев Константин Михайлович (Кола), Суворов Алексей Владимирович (Кандалакша). Все они были арестованы в 1933, 1937-1938 гг. Обвинения были стандартны: ст.58 пп.10-11 - антисоветская пропаганда и агитация, подготовка контрреволюционного государственного переворота13.
Священник Константин Мелентьев в постановлении об аресте был назван руководителем контрреволюционной организации церковников, а также обвинялся в проведении среди населения контрреволюционной агитации против ВКП(б) и советской власти, в извращении положений сталинской Конституции. Не устраивали карательные органы власти и слишком хорошие отношения о. Константина с митрополитом Алексием (Симанским) - будущим Патриархом Алексием I - и архиепископом Николаем (Ярушевичем), видными духовными деятелями Ленинградской епархии. Мелентьев Константин Михайлович родился в селе Кола в 1884 году и был священником Кольской церкви (жил - Советский проспект, д. 34). Арестован о. Константин был 14.08.37. Осужден 04.10.37 Особой Тройкой УНКВД ЛО. Статьи обвинения: 58-10 УК РСФСР. Расстреляли его 9 октября 1937 года.
Священники Алексий Суворов и Александр Красильников и вовсе проходили обвиняемыми по делу “Заговора финского генштаба”, но доказать их причастность именно к шпионской деятельности следователям так и не удалось. Обоих обвинили лишь в участии в деятельности повстанческой организации в с.Кандалакша и использовании церковных богослужений и проповедей для пропаганды антисоветских контрреволюционных идей. Оба священника были приговорены к 10 годам концлагерей с заменой высылкой в Северный край14.
Священнику Арсению Коноплеву, помимо контрреволюционной деятельности, вменялось в вину и проведение нелегальных богослужений и требоисправлений у себя на дому. О. Арсений, 1888 года рождения, был уроженцем деревни Кипачевская Шенкурского района Северной области. Он проживал в Мурманске на улице К. Либкнехта, д. 16. Арестован был о. Арсений 19.11.37. Осужден 15.12.37 Особой Тройкой УНКВД ЛО. Статьи обвинения- 58-10 УК РСФСР Расстрелян 18 декабря 1937 года.
Священник Вениамин Боголепов обвинялся как активный участник повстанческой антисоветской организации в селе Княжая губа. Этот батюшка, 1873 года рождения, был родом из села Ростовского Архангельской губернии. Арестовали его 24.03.38. Осужден он был 14.04.38 Тройкой НКВД КАССР. Отца Вениамина расстреляли в окрестностях Петрозаводска. Реабилитировали его 29.01.59 г.
Священнику Григорию Лисеенкову инкриминировали проведение контрреволюционной агитации против сталинской Конституции 1936 г. и совершение Таинства Крещения на дому у верующих. Иерей Григорий Евтихиевич Лисеенков, 1893 года рождения, был уроженецем Ильинского района Западной области, служил в селе Умба Терского района Мурманского округа Ленинградской области. Арестован был отец Григорий 11.11.37. Осужден был отец Григорий 15.12.37 Особой Тройкой УНКВД ЛО. Статья обвинения: 58-10 УК РСФСР. Расстреляли батюшку 18 декабря 1937 года.
Арестован был в июне 1938 г. и священник села Варзуга Николай Николаевич Гусев, обвинявшийся в систематическом проведении контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и США. Однако, в связи с его смертью в больнице при Мурманской тюрьме, дело в январе 1939 г. было прекращено.
Юлия Бардилева.
-----------------------------------------------------------
1 Конференция союза безбожников // Полярная правда. 1929. 8 января. Полярная правра. 1929. 14 мая. ^
2 ГА РФ. Ф. Р-5407. Оп. 2. Д. 397. Л. 2. ^
3 Комсомольцы - в рядах религиозников // Полярная правда. 1929. 12 января Полярная правда. 1932 16 апреля ^
4 ГАМО. Ф.162. Оп. 1.Д.472.Л.5,8,9,14,17,103,104 ^
5 ГА РФ. Ф. Р-5263.Оп.1.Д.996.Л.137,138. ^
6 ГАМО. Ф. 162. Оп.1.Д.472.Л.1; Ф.16-И.Оп.1.Д.248.Л.26,Д. 261.Л.9,10 ^
7 ГАМО. Ф.162.Оп.1.Д.262.Л.4,7 ^
8. ГАМО. Ф.16-И.Оп.1.Д.248.Л.21 ^
9. ГАМО.Ф.162. Оп. 1.Д.1172.Л.41,43,55 ^
10 ГАМО. Ф. 405. Оп. 1. Д. 10. Л. 88, Д. 11. Л. 157, Од. 38, 39; Ф. 288. Оп. 1. Д. 112. Л.3-10, Д. 113. Л. 24; Ф. 162. Оп. 1. Д. 945. 33, 46, Д. 1172. Л. 21, Д. 1173. Л. 1; Вишневский Е. Будет ли храм в Кандалакше?//Нива. 1994. 17 ноября. С.З.^
11 ГАМО. Ф. 88. Оп. 1. Д. 166. Л. 43, 64-67 об. ^
12 ГА РФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 988. Л. 8, Д. 989. Л. 282. ^
13 Книга памяти жертв политических репрессий (20-50-е гг.). Мурманская область/Сост. С. Н. Дащинский, В. В. Воронив, В. А. Нечушкин. Мурманск. 1997. С.45, 153, 161, 187, 209, 310. ^
14 Там же; ГАМО. Ф. 140. Оп.З. Д. 5641/2. Л. 1-6, 12, 38-41 а; Д. 3460/2 (т.1). Л. 1-4; Д. 3460/2 (т.2). Л. 37, 41; Д. 4634/2 (наблюдения). Л. 1; Д. 4634/2. Л. 21-22а; Д. 3337/2. Л. 1, 26-28; Д. 5752/2. Л. 51, 54, 58; Д. 1102/2. Л. 1-1 об, 28-44. ^
Миссионерская газета
Мурманской и Мончегорской епархии, номера 3-4, год 2003, март-апрель