Постясь, братия, телесно, постимся и духовно.

Меню

Главная
Детская страничка
Библиотека

Фотоальбом

Православная поэзия
История г.Мурманска (фотографии, тексты)
Мастерская (Пасхальные яйца, кресты)

Новости из прессы

•Из епархиальной газеты

Творчество мурманчан

Спасо-Преображенский Кафедральный собор

Церковь об ИНН и печати антихриста

Гостевая книга
Обо мне
Полезные ссылки
Последние обновления
Просят о помощи
Православные знакомства православных мурманчан (и не только)
Паломническая служба
Форум
Приватный чат
Православная баннерная сеть - Богохранимая Отчизна (120х240, 240х60)
Подписаться на рассылку сайта <Романов-на-Мурмане/font>>
Введите E-mail:
Счетчики
Каталог Православное Христианство.Ру
Коллекция.ру
PRAVOSLAVIE.INFO -
РЕЙТИНГ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ
ВЕРНОСТЬ РОССИИ
Маранафа:
Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое
Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов
Портал Murmanland.ru: Мурманский интернет-портал -Мурманская поисковая система, знакомства, каталог Мурманских сайтов, Рейтинг Мурманских сайтов, Интернет-магазин, погода, курсы валют и многое другое!
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

архив 2003 года свежие номера

ПОСТЯСЬ, БРАТЬЯ, ТЕЛЕСНО, ПОСТИМСЯ И ДУХОВНО.

Начали таять снега, уже по-весеннему ласково светит солнце: Господь скоро обновит этот мир, воскресит его после долгого зимнего сна. И для нас, православных христиан, наступает весна духовная - Великий пост. Постясь ради Бога, мы обновляемся душой. У многих прихожан часто возникают вопросы: как правильно поститься? Какой пост будет действительно угоден Богу? Только ли воздерживаться в пище обязательно для нас?

Мы собрали те вопросы, которые наиболее часто в Великом посту задают прихожане, и попросили ответить на них священника Свято-Никольского кафедрального собора иерея Василия Вольского.

Батюшка, для чего пост вообще, когда и кем он установлен?

Пост в значении “ограничение”, “воздержание” установлен был в раю. Господь заповедал Адаму и Еве поститься, то есть вкушать определённые виды плодов, кроме плодов с древа познания добра и зла. Пост - это не обязательно только исключение скоромной пищи. Ограничение касается любой пищи. Например, как мы видим из книги Бытия, ограничение касалось растительной пищи. Затем в Ветхом Завете Бог разделил всех животных на чистых и нечистых - это тоже своего рода ограничение. Важно не качество пищи, а воспитание у человека с сотворением первых людей появилась и заповедь о посте.

Как угодить Богу, соблюдая пост, и не впасть в фарисейство?

Господь говорит, что поститься надо не для людей, нелицемерно (Евангелие от Матфея)

Пост - это дело добровольное. Существуют две стороны поста: телесный пост и духовный. Телесный пост заключается в ограничении и в качестве пищи, то есть в отказе от скоромной пищи. Но и количество растительной пищи тоже должно быть ограничено. А духовная сторона - это отказ от увеселений, от рассеянной жизни, от грехов и страстей. И если, например, телесный пост заканчивается по истечении какого-то времени, то духовный пост должен продолжаться у нас всю жизнь. Святитель Феофан Затворник пишет о том, что цель поста - смирить человека. Но легче смирять тело, потому что, “когда смирится тело, тогда смирится и душа”. Наше тело соприкасается с душой, оно является домом для души. Часто наши телесные слабости, пороки, которые коренятся в нашей природе, извращённой грехом, влияют на нашу душу, принося страдания, почему и называются страстями. Если сказать о слове “пост” не в церковном смысле, а в значении “место постоянного дежурства”: “быть на посту”, “стоять на посту”, допустим, “пограничник стоит на посту”, то, оказывается, есть здесь нечто общее и с церковным постом. Каждый из нас должен стоять на страже своего сердца. Следить, что входит туда извне и что оттуда исходит. Очень часто люди, особенно неофиты (те, кто недавно пришёл в Церковь, новообращённые), сводят пост только к телесному посту, забывая, что человек прежде всего должен заботиться о духовном, телесное - это уже второстепенно. Лучше уж ешь мясо, но только не “ешь” людей! Или проходит Великий пост, и некоторые начинают хвастаться: “Я весь пост выдержала! Ни мяса, ни молока, ни растительного масла не ела”. Хотя, может быть, близких своих заедала”, упрекая в том, что они не постятся. Вот это уже фарисейство. Формально пост соблюдён, но какая польза твоей душе от этого поста? Человек не только не получает пользу, но ещё и вредит своей душе, так как телесным постом в данном случае он взращивает в себе гордыню. Оказывается, через добродетели можно к Богу не только не приближаться, но и удаляться от Него! Вспомните притчу о мытаре и фарисее.

Не вреден ли пост здоровью, как поститься болящим?

Во-первых, надо понимать, что здоровье зависит не от мяса, а от Бога, здоровье нам даёт Господь. Очень часто люди не постятся потому, что лукавый начинает им внушать такие мысли: “Вы заболеете, произойдёт истощение организма, особенно весной, при недостатке витаминов, при ослаблении сил”. Враг всевает такой ложный страх, а причина этого маловерие. Но от поста не умер ещё ни один человек! А вот от обжорства можно умереть. Как часто наши болезни происходят от пресыщения, от постоянного употребления мясной, жирной пищи: человеческий организм просто не справляется. Люди воздержанные, постники и подвижники, как раз отличались долголетием. Они жили по сто и более лет Сейчас издаётся много православной литературы на медицинские темы, верующие врачи разъясняют, что наш желудок не может всё время перерабатывать скоромную пищу, поэтому в пост организм получает отдых. Как поститься болящим? В истории церкви этот вопрос обсуждался неоднократно. В Типиконе содержатся замечания о том, как поститься кормящим женщинам, болящим, престарелым. Болящим людям, беременным и кормящим женщинам в пост разрешается послабление: елей (растительное масло), вино, рыба (кроме Страстной Седмицы). Если женщина родит ребенка в Страстную Седмицу, то ей даётся разрешение на елей. Известный литургист Феодор Вальсамон пишет, что мясо в пост не даже при грозящей смертельной опасности.

Вино в пост по Уставу Церкви разрешается только в субботу и воскресенье. Ещё раз скажу, что пост - добровольное дело, и каждый устанавливает свою меру, которая ему под силу. На Терском берегу православные ели рыбу. По воспоминаниям послушника Аристарха, и в Трифоновском монастыре братия тоже вкушала рыбу в Великом посту. Вот и сейчас некоторые спрашивают: “Ведь раньше на Севере в Великий пост ели рыбу. Почему сейчас нельзя?” Да, действительно, это так: поморы ели рыбу в Великий пост. Но ведь на Кольском полуострове тогда “кроме рыбы” ничего не было: ни овощей, ни фруктов. Например, картофель стали выращивать только в 20-х годах прошлого века, а до этого огородничеством совсем не занимались. Вследствие таких обстоятельств жизни выработались и свои местные традиции в отношении поста. Сейчас мы живём в другое время: есть возможность соблюдать пост.

Из жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского известен такой факт. Когда он тяжело заболел, врачи посоветовали ему употреблять в пост скоромную пищу. Отец Иоанн ответил, что ему необходимо посоветоваться об этом со своей матерью. Мать всероссийского пастыря написала своему сыну: “Лучше умереть, но святых постов не нарушать”. Отец Иоанн исполнил материнское благословение и выздоровел. Но если мы не в состоянии полностью исполнять Церковный Устав, то всё-таки должны стремиться к совершенству.

С какого возраста можно поститься детям?

Раньше никаких различий не было, как поститься детям и взрослым. Родители постились, и дети тоже. Сразу надо приучать детей к посту. Если с самого начала не приучишь, то потом уже ничего не сделаешь. Как только ребёнок переставал питаться материнским молоком, так сразу начинал поститься. Старец Алексий Зосимовский говорил, что детей надо приучать к посту с 2-3-х лет. И на Терском берегу (мне это хорошо известно) детей приучали к посту с самого раннего возраста.

Можно ли соблюдать пост, но храм не посещать?

Тогда в чём же смысл соблюдения поста?

Но ведь пост будет соблюден - скоромной пищи человек есть не будет?

Но дьявол-то вообще ничего не ест! У него пост всегда, однако от этого он лучше не становится. Пост заключается не в неедении. Апостол Павел пишет: “Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем” (1 Кор. 8, 8). Тот, Кто дал нам заповедь о посте, дал и заповедь о посещении храма Божия в воскресные дни (четвёртая заповедь). Пост - это вовсе не диета. Молитва необходима для нас, свести всё к телесной жизни нельзя. Пост подкрепляет нашу молитву.

В Ветхом Завете мы читаем, что и Моисей постился, и Даниил-пророк со своими друзьями, и Сам Господь постился и молился в пустыне. Пост и молитва - это два крыла в духовной жизни.

Необходимо ли постится путешествующим или тем, кто выполняет тяжёлую физическую работу?

Естественно, если есть возможность, путешествующим желательно поститься, не нарушать пост. Если уж такая ситуация, что вообще нечего есть, то можно вкушать скоромную пищу, но мясо лучше не вкушать, обойтись без него. Надо ли поститься, тем, кто выполняет тяжёлую работу? А раньше-то что, никто не работал? В старину на Руси все мужики делали тяжёлую работу, крестьяне занимались физическим трудом, однако вся Русь постилась. Или, если даже взять мир животных: лошадь выполняет тяжёлую работу. Чем она питается? Овсом, растительной пищей. Значит, силы не от мяса, силы даёт Господь.

В пост православные идут на Исповедь. А в чём её смысл, ведь Господь и так видит наши грехи?

Господь, конечно, видит наши грехи. Покаяние осуществляется не только в момент Исповеди. Некоторые считают: вот пришли в храм, рассказали свои грехи священнику, тот прочитал разрешительную молитву - и всё, я чистый, святой, совершенный! Это заблуждение. Само слово “исповедь” однокоренное с “поведать” (рассказать), “исповедовать”. Человек приходит в храм исповедовать своё несовершенство, то есть в присутствии священника перед всей Церковью он свидетельствует о своём несовершенстве, о желаний исправляться, каяться.

Как быть, если на Великий пост приходится юбилей, или день рождения, или профессиональный праздник?

Быть послушным Богу и Церкви. Если, например, Вы оказались среди людей не церковных за скоромной трапезой, то не стоит показывать себя постящимся, превозносясь этим над остальными. Постарайтесь остаться верным Богу, не обращая на себя внимание окружающих. Что касается дня Ангела (именин), то христиане обычно исповедуются и причащаются в этот день. Можно сделать постный стол и пригласить своих близких.

А поминки? Надо же всего наготовить, чтобы помянуть усопшего?

Поминание - это не приём пищи. Самое главное - молитва. Превращение поминок в пышное застолье противоречит и духу поста, и цели поминовения. Почему Церковь установила в Великом посту поминальные субботы? Это сделано из-за того, что на неделе не совершается проскомидия. Можно перенести поминки на ближайшую субботу. А если поминают всё-таки в другой день, например, в день похорон, то можно пригласить ближайших родственников. Надо, чтобы это всё сообразовывалось с духом поста и не шло вразрез с Церковным Уставом.

Как быть, если один из супругов категорически против поста и запрещает поститься верующим членам семьи?

Как можно запрещать поститься, насильно-то никто не будет тебя заставлять есть скоромную пищу?

Но возникают конфликты: неверующий человек упрекает тех, кто соблюдает пост, настаивает на том, чтобы готовили и ели мясную пищу,

Пост - добровольное. Господь не терпит насилия. А если неверующий человек ругает тех, кто постится, то верующие должны переносить это со смирением, как возложенный Господом крест. Спаситель ведь сказал: “...враги человеку - домашние его” (Мф. 10, 36). Надо помнить, что “...должно повиноваться больше Богу, нежели человекам” (Деян. 5, 29).

Как можно соблюдать пост в учреждениях и предприятиях, тем, кто лежит в больнице, или служит в армии, или обедает в рабочей (школьной) столовой? Бывает, что там почти всегда готовят скоромную пищу?

Хорошо бы нашим учреждениям обратить внимание на этот вопрос. Вот в прошлом году писали в одной газете, что в столовой Президента в Великом посту в меню были постные блюда. Я учился в институте, иногда обедал в студенческой столовой. Там были в меню и постные блюда, и мясные. А что касается тех, кто лежит в больнице, то здесь уже воля не своя - надо есть, что принесут. Болезнь сама заменяет пост. Это тоже аскеза.

А что бы Вы посоветовали читать в пост?

Всегда надо читать Евангелие, Священное Писание. Это самое главное. Надо читать Слово Божие, размышлять над ним. Есть ещё книга “Чтения на Великий пост”, в ней даётся душеполезное чтение на каждый день каждой седмицы Великого поста в соответствии с воспоминаемыми событиями.

Как часто можно причащаться, можно ли каждую неделю причащаться в Великий пост?

Протоиерей Димитрий Смирнов на этот вопрос ответил так: “Причащаться надо не чаще, чем один раз в день, и не реже, чем раз в год”. Всё остальное зависит от потребности человека.

Поздравляю всех наших читателей с Великим постом - весной души - и желаю всем духовного оздоровления на предстоящий год.

Миссионерская газета

Мурманской и Мончегорской епархии, номер 3, год 2003, март

 

Сайт управляется системой uCoz