ВСТРЕЧАЙТЕ РОДИВШЕГОСЯ СПАСИТЕЛЯ

Меню

Главная
Детская страничка
Библиотека

Фотоальбом

Православная поэзия
История г.Мурманска (фотографии, тексты)
Мастерская (Пасхальные яйца, кресты)

Новости из прессы

•Из епархиальной газеты

Творчество мурманчан

Спасо-Преображенский Кафедральный собор

Церковь об ИНН и печати антихриста

Гостевая книга
Обо мне
Полезные ссылки
Последние обновления
Просят о помощи
Православные знакомства православных мурманчан (и не только)
Паломническая служба
Форум
Приватный чат
Православная баннерная сеть - Богохранимая Отчизна (120х240, 240х60)
Подписаться на рассылку сайта Романов-на-Мурмане
Введите E-mail:
Счетчики
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

архив 2003 года свежие номера

ВСТРЕЧАЙТЕ РОДИВШЕГОСЯ СПАСИТЕЛЯ

За окнами - синие сугробы, в тёмном небе - яркие, переливающиеся, изумрудные сполохи. Ещё 2-3 недели, и появится на небе путеводная Рождественская звезда, которая приведёт нас к Богомладенцу Христу. Во всех храмах поют уже праздничные ирмосы Рождественского канона: “Таинство страшное вижу и преславное: небо - вертеп, престол херувимский - Деву...” На душе у всех - ожидание Рождества Христова. Люди постятся, чтобы очистить себя молитвой и постом и достойно встретить Родившегося Спасителя мира. Обычно во время Рождественского поста прихожане задают священникам много вопросов. На самые насущные, самые распространенные из них мы попросили ответить иерея Василия Вольского, руководителя епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации.

Когда христиане начали праздновать Рождество Христово? В чём для нас, людей, для всего мира значение Боговоплощения?

- Установление праздника Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века он праздновался вместе с Богоявлением (Крещением) - 6 января. Впервые праздник Рождества Христова был отделен от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века. Он стал праздноваться 25 декабря - в противовес языческому празднику в честь зимнего сонцеворота. Христос - Солнце правды, и Ему одному нужно поклоняться. Значение Боговоплощения трудно передать словами, Наверное, точнее всех суть Боговоплощения выразил святитель Амвросий Медиоланский: “Бог становится человеком, чтобы человек стал богом”.

Нет ничего выше и спасительнее этого великого события на земле: приходит в мир Спаситель, который освободит человечество от страха смерти, принесет радость бессмертия. Дело, совершенное родившимся Господом, касается каждого из нас.

Когда был установлен Рождественский пост?

- Установление Рождественского поста относитя к IV веку, как и празднование Рождества Христова. Уже в IV веке святитель Амвросий Медиоланский, Августин Блаженный, святитель Иоанн Златоуст напоминают в своих творениях Рождественский пост. Первоночально он длился у одних христиан пять-семь дней, у других – немного больше. И только в XII веке в Константинопольской церкви устанавливается продолжительность этого поста 40 дней.

Как соблюдали пост наши предки?

- Наши предки постились очень строго и детей с раннего возраста приучали к посту. Помню, покойный отец Георгий Данилец рассказывал, что у него в роду все постились: и беременные женщины, и кормящие. Даже вопроса не стояло, соблюдать пост или нет. Мои предки - поморы с Терского берега. Несмотря на то что такого изобилия, как на Украине, не было, посты соблюдали строго. Старожилы вспоминают, что даже детям молока не давали. И при этом люди были здоровыми, сильными и выносливыми.

Достаточно ли для спасения души человека только лишь соблюдать пост в отношении пищи, ходить в храм на службы? В чём состоит духовный смысл поста ?

- Святитель Василий Великий писал: “Кто считает, что пост - это удаление от вкушения птиц и рыб, тот больше всего бесчестит его”. Сейчас многие люди, выросшие и воспитанные в советское время в отрыве от Бога и Православной Церкви, хотят начать духовную жизнь и не знают как.. Они думают, что если будут строго поститься, ходить в храм, ставить свечи, то это и будет духовная лензнь. Это большое заблуждение, и многие в таком состоянии пребывают до конца жизни. Святитель Игнатий Брянчанинов, труды которого для нас сегодня, как мне кажется, имеют первостепенное значение, писал: “Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния”. Вот, оказывается, с чего нужно начинать - с познания своего греха, а не с подвигов, в том числе и поста. Иначе подвиги могут быть крайне вредными: они растят в человеке гордыню, самолюбие и тщеславие и уводят его еще дальше от Бога. Пример тому - евангельский фарисей. Потому некоторые духовные руководители, старцы говорили: “Ешьте мясо - не ешьте людей, пейте молоко - не пейте кровь человеческую”. И вот когда человек узнает свои немощи, свои страсти, когда он начнет вести с ними борьбу, вот тут пост и молитва являются очень важными средствами, как сказал Спаситель: “Сей род (т.е.бесовский. – Прим. авт.) побеждается только молитвою и постом”. Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже, наоборот, может быть духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеских отношений, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от греха. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

В пост надо особенно сильно бороться со страстью осуждения. Как приучить себя не осуждать ближних?

- Мы почти все заражены этой страстью. Это стало жуткой эпидемией: осуждаем друг друга, духовенство, священноначалие, впасть, коллег по работе - кого только встретим на своем пути. Осуждаем словом, взглядом, мысленно. Все это происходит от нашей гордыни, от того, что мы превозносимся над ближним, относимся к нему с презрением. Если бы мы видели свои грехи, то некогда было бы осуждать людей. “В чем осудишь, в тотм и сам побудешь”, - гласит русская пословица. Много раз сам в этом убеждался. Почаще нам нужно обращаться к Богу с молитвой прп. Ефрема Сирина: “Господи, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”. Только с Божией помощью можно избавиться от страстей. И когда мы откажемся от осуждения, себе принесем великую пользу - мы увидим во множестве свои грехи, и в нас откроется истинное покаяние.

Почему говорят: послушание выше поста и молитвы? Чьи это слова?

- Я не знаю, чьи это слова, но они совершенно правильны. Конечно, послушание выше поста и молитвы. Вряд ли кто с этим не согласится, ведь послушание - это добродетель, от которой рождается смирение - основание всех добродетелей. А пост и молитва - это лишь средства. Что для нас большую ценность представляет: дом построенный или строительные материалы? Конечно, дом.

Другое дело, что в последнее время это выражение истолковывается превратно. Особенно это касается духовенства. О каком послушании мы должны прежде всего думать? О послушании Господу, послушании Церкви. Благодать священства никого еще ни прозорливым старцем, ни святым не сделала. И поэтому ошибочно думать что устами батюшки всегда говорит Господь, хотя, может быть, некоторые батюшки именно так о себе думают. Помню, как-то, будучи еще мирянином, дискутировал с одним священником, и он, чтобы оправдать свое мнение, сказал резко: “Я сейчас причастился, и моими устами говорит Господь”. Смелое умозаключение. Человеку свойственно ошибаться. Поэтому всякое слово священника должно проверяться: соответствует пи оно духу Евангелия, опыту Церкви? Что греха таить, иногда и батюшки превышают свою компетенцию, поэтому, если священник говорит отсебятину, приказывает что-то противное Евангелию и Церковному учению, то, что идет вразрез с совестью или нравственными нормами, ни о каком послушании здесь не может быть и речи.

На что прежде всего должен обращать внимание человек: на молитву дома, на посещение храма, на свою работу, на состояние своей души, на пост, на отношения с ближними? От чего прежде всего надо очищать душу?

- Я думаю, прежде всего нужно обращать внимание на состояние своей души, чтобы ее не касалась никакая греховная скверна, которая разрушает и наши отношения с Богом и близкими. И, думается, душу нужно очищать прежде всего от гордыни - именно от нее происходят все остальные страсти и грехи. Преподобный Иоанн Лествичник пишет в своей “Лествице”: “Где совершилось падение, там предварила гордость”.

Как быть человеку, если его домашние и пост не соблюдают, него упрекают за пост? Вообще, как относиться к тем, кто не верует или почти не верует в Бога?

- Пост - это дело добровольное, как, впрочем, и вся духовная жизнь. Не надо превозноситься над теми, кто не постится, кто не верует. Сегодня неверующий, а завтра, может быть, будет в числе первых последователей Христа. Ведь Господь силен и неверующего вразумить, и блудника уцеломудрить, и разбойника на путь покаяния наставить. Нам же нужно молиться о наших ближних и всем просить у Бога спасения.

Как быть, если на работе в пост отмечают день рождения, юбилей и готовится застолье с выпивкой, а начальник настаивает на твоем участии?

- Ко мне часто обращаются люди с такими вопросами. И сам я неоднократно оказывался в таких ситуациях. Что здесь хочется сказать? Верующий человек отличается не тем, что он постится, ходит каждое воскресенье в храм Божий, свечи покупает, записки подает. Он отличается прежде всего верностью основам духовной жизни во всех обстоятельствах. Для христианина нет неразрешимых ситуаций. Поэтому, я думаю, Господь нас ставит порой в такие условия, когда мы и должны эту верность, проявлять. “Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни”, - сказано в Священном Писании. Тут надо поступать очень мудро, но ни в коем случае не показывать своя постником, а уж тем более не превозноситься. Вы сейчас терзаетесь вопросом: нарушить пост или нет? А что будете делать, когда вас поставят перед выбором: отречься от Христа или принять смерть? Вот и надо нам в малом стараться проявить верность, чтобы в великом остаться верными Богу.

Как православному человеку относиться к празднованию 1-2 января? Участвовать ли в застольях дома и дискотеках, смотреть ли телепрограммы ночью? Как относиться к предложениям домашних принять участие в новогоднем застолье?

- Я думаю, что гражданский Новый год не случайно был перенесен большевиками на время Рождественского поста, причем в это время пост усиливается. Цель конкретная - оторвать человека от веры. Мы, православные христиане, должны всегда трезвиться, быть собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением скоромной пищи не нарушать строгость поста. Для людей неверующих Новый год - самый большой праздник, а для нас, христиан, в это время идет подготовка к Рождеству, веселиться еще рано. Я никак не могу понять, как всю ночь можно сидеть у телевизора, пить и есть. Это какое-то безумное веселие. Каждый год приближает нас к порогу вечности, к тому моменту, когда придется давать ответ Богу за прожитую жизнь. До смеха ли тут? Плакать надо и каяться: “Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?” Меня Новый год именно на такие размышления наталкивает.

Что бы Вы пожелали нашим читателям в дни Рождественского поста?

-Достойно подготовиться к празднику Рождества Христова. Очистить свое сердце покаянием, чтобы оно могло воспринять родившегося Господа, обязательно в дни поста исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн. Наверняка в каждом доме есть люди, которые не могут дойти до храма, которые не выходят из квартиры и хотели бы исповедоваться и,причаститься. Пригласите к ним священника, чтобы и они ощутили духовную радость в светлый праздник Рождества Христова.

Вопросы задавала Галина Сиротинская.

Миссионерская православная газета

Мурманская и Мончегорская епархия

Номер 12, год 2003, декабрь

 

Сайт управляется системой uCoz