Обитель подвигов духовных

Меню

Главная
•Детская страничка
Библиотека

Фотоальбом

Православная поэзия
История г.Мурманска (фотографии, тексты)
Мастерская (Пасхальные яйца, кресты)

Новости из прессы

Из епархиальной газеты

Творчество мурманчан

Спасо-Преображенский Кафедральный собор

Церковь об ИНН и печати антихриста

Гостевая книга
Обо мне
Полезные ссылки
Последние обновления
Просят о помощи
Православные знакомства православных мурманчан (и не только)
Паломническая служба
Форум
Приватный чат
Православная баннерная сеть - Богохранимая Отчизна (120х240, 240х60)
Подписаться на рассылку сайта
Введите E-mail:
Счетчики
Каталог Православное Христианство.Ру
Коллекция.ру
PRAVOSLAVIE.INFO -
РЕЙТИНГ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ
ВЕРНОСТЬ РОССИИ
Маранафа:
Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое
Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов
Портал Murmanland.ru: Мурманский интернет-портал -Мурманская поисковая система, знакомства, каталог Мурманских сайтов, Рейтинг Мурманских сайтов, Интернет-магазин, погода, курсы валют и многое другое!
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Жития святых Рассказы для детей Стихи Воспитание Бди Детский Фотоальбом Тематические ссылки •Разное

Романов-на-Мурмане. Детская страничка. Разное. Сценки (театральные постановки).Обитель подвигов духовных (Оптина) (Скачать архив - версия для печати)

ОБИТЕЛЬ ПОДВИГОВ ДУХОВНЫХ

Литературный сценарий

для детей младшего и среднего школьного возраста

I часть.

ДОЛЯ СТАРЦА – БЫТЬ НА СЛУЖЕНИИ ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ

В середине сцены полотно 2x2 метра с видом фасада келий: окошко справа, слева дверной проем. Над проемом икона преподобного старца Амвросия Оптинского. К дверному проему приставлены три деретнные ступеньки с невысокими перилами длиною около 1м. От перил вправо и влево идет изгородь высотою 40 см, а длиною около 1 мв каждую сторону. Слева от полотну там, где дверной проем, на некотором расстоянии—дерево. (Такое полотно могут изготовить сами дети на уроке рисования) Выходят мальчик и две девочки. Мальчик становится в середине сцены перед полотном, по обе стороны от него — девочки.

Мальчик, О благословенная Оптина!

Первая девочка, Готовы ли мы прикоснуться к этой святости? Достойны ли мы воспеть благочестивых старцев?

Вторая девочка. Осеням же себя крестным знамением и смиренно преклоним головы.

Все трое крестятся и склоняют головы

Первая девочка.

Крестом высоким осененный,

Вдали от сел и городов,

Один стоишь ты, окруженный

Густыми купами дерев.

Вокруг глубокое молчанье,

И только с шелестом листов

Однообразное журчанье

Живых сливается ручьев.

О, как сыны твои счастливы!

В твоем безмолвии святом

Они страстей своих порывы

Смирили бденьем и постом.

И внемлет вечное Бог Слово,

Их тяжкий труд благословив,

Святых молитв живое слово

И гимнов сладостный призыв.

Мальчик. О святая Оптина!

Вторая девочка.

Если ты обездолен людьми и судьбой,

Если горе к тебе залетело,

Если тяжкий недуг, присосавшись змеей,

Как огнем иссушил твое тело,

Если нет от тоски тебе сна по ночам,

Если труд твой в руках не спорится,

Приходи в монастырь приложиться к мощам,

Приходи в монастырь помолиться.

Мальчик. Оптина принимает всех.

Первая девочка. Тысячи и тасячи богомольцев протоптали сюда дорогу с тех пор, как основал ее в древние времена, как говорит предание, раскаявшийся разбойник Опта.

Вторая девочка. Одни брели в пустынь тяжелой поступью, а возвращались окрыленными. Другие проходили путь в одну лишь сторону, навсегда оставшись в обители.

Мальчик. В шестидесяти верстах от города Калуги, близ древнего города Козельска, на живописном берегу реки Жиздры, в зелени дремучего девственного бора поэтично раскинулась рптина пустынь.

Первая девочка.

Есть обитель; давно над рекою

Золотыми крестами сияет она

И белеет зубчатой стеной.

Сотни лет ее колокол мерно гудит,

По заре на молитву сзывая,

И далеко удар за ударом летит

Над лесными вершинами края...

Мальчик. В самой природе оптинской есть что-то необычное: словно тебя приподымает над землей.

Вторая девочка.

Земную твердь луна оголубила,

Голубизной природу напоив,

И мой забытый край не позабыла,

Исходит светом возле лип и нив.

Подлунный мир сорастворился с вышним,

Куда ни глянь — покой и благодать,

Таинственная ночь. Слова излишни,

Молчание ничем не передать.

Мальчик. А в глубине дремучего леса, за полверсты от монастыря, скрывшись от всех соблазнов мира, расположился скит.

Первая девочка.

Наследие веков, сосновый темный бор

По сторонам ее раскинулся дремучий;

В нем тишина, безмолвия простор,

Свобода полная для чувств святых и душ; I

Лишь слышен там порой деревьев шум,

Когда вершины их колеблет ветр летучий;

Ясней здесь небеса и чище их лазурь.

Музыкальная вставка.

Песнопение Елены и Александра Михайловых “Монастырь”.

Старчество

Девочки уходят. Выходят шесть мальчиков и шесть девочек. Мальчики становятся с леюй стороны перед изгородью в полуоборот к зрителям, голова повернута к сцене. Девочки становятся так же, но с правой стороны перед изгородью.

Мальчик. Прославилась Оптика пустынь в XIX веке своими великими старцами. Именно старчество придало Оптиной пустыни особый духовный облик.

Первый мальчик (из шести вышедших на сцену. — Ред.).

Обитель мира, светлых упований,

Святых молитв, небесных созерцаний,

Духовных подвигов, спасительных трудов!

Хранит тебя Зиждительная Сила;

Любовию Она тебя приосенила,

И над тобой простерла Свой покров.

Насельники твои — то люди не от мира;

Стеклись сюда на вещий Божий зов,

В смиренье облачась, как в царскую порфиру,

В терпенье ждут они блаженного конца,

На Господа всем сердцем уповая,

Да удостоятся побдаого венца,

И за труды свои, и скорби, и лишены

Получат жизнь в блаженном воскресеньи.

Мальчик. В старчестве раскрылось истинное значение и истинное назначение Оптиной пустыни.

Первая девочка. Старец является избранником Божиим.

Второй м а л ь ч и к . Призванный на служение Самим Богом и получивший от Него дары Духи Святого, всегда пребывающий в молитве и покаянии, старец видел свои грехи даже в тончайших помыслах и движениях души.

Вторая девочка. Старцы обладали даром прозорливости, чудотворения и пророчества и все свои благодатные дары прикрывали глубоким смирением. Третий мальчик. Со всей России шли к ним люди за утешением и духовным советом. И для каждого находили оптинские старцы нужные слова, приближающие человека ко Христу.

Мальчик.

Дни, пролетая, слагаются в год,

В келлии старца толпится народ.

Входит какой-нибудь — так-то уж грешен,

Но вот и ожил, наставлен, утешен.

Третья девочка. Именно благодаря своему старчеству Оптина пустынь стала духовной лечебницей для душ, исковерканных грехом, скорбящих и страждущих, ищущих вразумления, утешения и духовного руководства. Мальчик.

Любит Божий угодник рабочий народ,

И видна наша немощь святому:

Как рукой с тебя снимет он бремя забот,

Как туман, с тебя снимет истому;

Словно камень, свалит с облегченной груди,

И следа нет кручины постылой...

Четвертый мальчик. Старчество пришло к нам в Россию вместе с христианством и монашеством. Но с течением времени, когда Россия страдала под игом татар, старчество забылось у нас. Восстановителем его стал уроженец Полтавы, архимандрит молдавских монастырей преподобный Паисий Величковский.

Четвертая девочка. В Оптиной пустыни старчество продолжалось целое столетие беспрерывно. Именно оптинские старцы доказали своим примером, что “доля старца — быть на служении всему человечеству”, и святая любовь их изливалась в изобилии на окружающий мир. Мальчик.

Мы ходим средь ужасной высоты,

Залито небо красной кровью.

И всюду пропасти... И всюду есть мосты,

Соединяющие все любовью.

Мы не увидим дома своего,

Не отдохнем ни на мгновенье.

Мы призваны пройти среди всего,

Соединив любовью мир творенья.

Среди людей, средь глада и меча

Должны пройти мы жизнью верной,

Не опустив усталого плеча,

Неся свой крест любви безмерной.

И только после, в наш последний час,

Когда сойдет благоволенье,

Мы вдруг увидим, что... любили нас,

И вдруг услышим ангельское пенье.

Пятый мальчик. Почти одновременно с тем, как в 1829 году отец Моисей был назначен настоятелем Оптиной пустыни, а отец Антоний — начальником скита, прибыл в скит на жительство иеромонах отец Леонид. Он царственно открывает собой ряд великих старцев. Старец Лев — человек непоколебимой веры; обладал необыкновенной смелостью, твердостью и энергией в отстаивании дорогого для него старчества. Когда начальство предложило ему прекратить прием посетителей...

Мальчик. ...старец ответил: “Что хотите, то и делайте со мною! Хоть в Сибирь меня пошлите, я останусь тем же Леонидом! Посмотрите на этих больных — могу ли я отказать им в молитве, на которую они только и надеются?”

Пятая девочка. По смерти отца Леонида подвиги старчества принял на себя отец Макарий. Это был человек мягкой, открытой, нежной, глубоко поэтической души.

Мальчик.

...На вид лет сто, он ходит через силу,

Но взор его сверкает и горит

Глубокой, крепкой верой в Бога

И в душу смотрит пристально и строго.

Шестой мальчик. После кончины отца Макария в скором времени началось старческое служение батюшки Амвросия, продолжавшееся более 30 лет.

Музыкальная вставка.

Мальчик. Жизнь Оптиной пустыни можно сравнить с переменами, которые происходят в природе.

Шестая девочка (сделав шаг в сторону, поворачивается лицом к зрителям, Все участники также поворачиваются к зрителям). После долгой холодной зимы XVIII века, в начале XIX века оживает и возрождается Оптина пустынь. Мальчик. Наступает ранняя весна обители.

Первый мальчик. Это по благословению митрополита Московского Платона начинается в Оптиной пустыни деятельность игумена Авраамия.

Первая девочка. Переселяются в Оптину пустынь юные подвижники Моисей и Антоний. Возникает скит.

Мальчик. Весна все более и более входит в свои права. Природа расцветает. Второй мальчик. Так и Оптина пустынь. В ней начинается деятельность отца Моисея как настоятеля обители, отца Антония как начальника скита.

Вторая девочка. И отца Леонида как монастырского старца.

Мальчик. Наступает лето...

Третий мальчик. Это прибывает в Оптину пустынь отец Макарий. Старчество все более крепнет и развивается.

Третья девочка. Возрастает слава и известность Оптиной пустыни.

Мальчик. Лето все жарче. Созревают хлеба, фруктовые деревья дают свои плоды.

Четвертый мальчик. Так и оптинское старчество дает духовные плоды — старца Амвросия, деятельность которого становится известна всей России. Четвертая девочка. Трудами и заботами старца возникает новая обитель — женский Казанский Шамординский монастырь.

Мальчик. Но вот лето кончается. Природа еще хранит в себе созревшие плоды, но новые уже не созревают. Наступает ранняя осень.

Пятый мальчик. Это жизнь Оптиной пустыни по смерти отца Амвросия и отца Исаакия. Еще растут прекрасные цветы духа — старцы Антоний, Иосиф, Венедикт, Антоний младший, но уже...

Мальчик. Наступают холода поздней осени.

Пятая девочка. Русская революция...

Мальчик. Наступает суровая, жестокая, холодная, беспросветная зима.

Шестой мальчик. Царство безбожников.

Шестая девочка. Оптина пустынь, разоренная, замирает, погружается в глубокий сон...

Набат... Шесть мальчиков кладут свою правую руку на свое левое плечо

и склоняют голову, повернув ее налево. Шесть девочек кладут свою левую руку

на свое правое плечо и склоняют голову, повернув ее направо^

Пауза.

Мальчик. Разоренная обитель.

Первый мальчик (опустив руку и повернув голову к зрителям).

Обитель древняя когда-то

Была как пристань для людей.

Устав она хранила свято,

Гнушаясь пагубных идей.

Первая девочка (опустив руку и повернув голову к зрителям).

Ко всем любовию дышала,

Желая каждому помочь,

На покаянье приглашала,

Скорбя о грешных день и ночь.

Второй мальчик (опустив руку и повернув голову к зрителям).

Звала невидимой рукою

И молодежь, и стариков,

Готовя к вечному покою

Пришедших с разных уголков.

Вторая девочка (опустив руку и повернувзолову к зрителям).

Хранима Божией десницей,

Стояла многие года.

Народ стремился вереницей

На богомолие всегда.

Третий мальчик (опустив руку и повернув голову к зрителям).

Зажженна старцами лампада

Не угасала никогда,

Но за грехи из пасти ада

Пришла нежданная беда.

Третья девочка (опустив руку и повернув голову к зрителям).

Коварный демон-искуситель

Со всею адскою ордой

Ворвался в мирную обитель,

Пылая к инокам враждой.

Четвертый мальчик (опустив руку и повернув голову к зрителям).

Мгновенно он распорядился

Убрать кресты, колокола,

Сосуды грабить не стыдился

И обнажил все купола.

Четвертая девочка (опустив руку и повернув голову к зрителям),

И не кладутся уж поклоны, -

Не слышен праздничный трезвон,

Сжигали с книгами иконы,

Осиротел святой амвон.

Пятый мальчик (опустив руку и повернув голову к зрителям).

В сплошную свалку превратилась,

Пустыми стали корпуса,

На крыше храма приютилась

Береза — севера краса...

Пятая девочка (опустив руку и повернув голову к зрителям).

Внутри собора — склад бензина,

Железо, краски и цемент.

Алтарна часть — для магазина,

Где продается инструмент.

Шестой мальчик (опустив руку и повернув голову к зрителям).

Без всякой жалости и страха

Богоотступник-судия

Всех, до последнего монаха,

Сослал в сибирские края.

Шестая девочка (опустив руку и повернув голову к зрителям).

Обитель древняя святая

Была как пристань для людей,

Сейчас — унылая, пустая...

Злорадством дышит лиходей.

Мальчик (зрителям). Проснитесь!

Шесть мальчиков (вместе, сделав шаг вперед). Ревет и дует...

Секундная пауза. Шесть девочек (вместе, сделав шаг вперед) ...в поле ветер...

Секундная пауза.

Шесть мальчиков (вместе, сделав шаг вперед). Спящих будит...

Секундная пауза.

Шесть девочек (вместе, сделав шаг вперед)...жизни вечер. Все 12 человек (вместе, крепко взявшись за руки, зрителям). Проснитесь, люди! Глаза откройте! Плачем горьким Грехи омойте!

Вздох покаянья

Творцу несите!

Груз злодеянья

С себя снимите!

Песнопение иеромонаха Романа “В келлии лампаду затеплю”. Мальчик (после первого куплета песнопения иеромонаха Романа).

Преподобнии и Богоноснии отцы, старцы оптинскии, молите Бога о нас!

Шесть мальчиков уходят со сцены в левуй сторону,

шесть девочек — в правую сторону. Продолжается песнопение иеромонаха Романа.

Мальчик. Оптинский старец отец Амвросий.

Уходит.

II ЧАСТЬ

Он был утешитель скорбящим

Оптинский старец отец Амвросий

Та же декорация. Под песнопение иеромонаха Романа “В келлии лампаду затеплю” выходят:девушка с гладкой прической, которая становится за правыми перилами у самого полотна, рядом с ней становится скромная девушка в косыночке, смиренно опустив голову.Далее, за правой изгородью, остановились два мальчика в крестьянской одежде.Слева за перилами остановился, опираясь на посох, старик; далее за левой изгородью —девушка с шалью на плечах, рядом с ней — девочка. У дерева встал молодой человек в очках.На нижнюю ступеньку пристроился маленький мальчик

Закончилось песнопение иеромонаха Романа.

Маленький мальчик (встав со ступеньки).Старчество в Оптинойпустыни. Старик. Изо всех оптинских старцев наибольшую славу приобрел иеросхимонах Амвросий.

Девушка с шалью на плечах. Нет слов, чтобы передать то благодатное ощущение, которое сходило на душу каждого в его присутствии.

Молодой человек в очках. Отец Амвросий был полон обаятельной силы, привлекавшей к нему людей.

Девушка в косынке.

Блажен, кто ненависть людскую

Любовью может побеждать,

Кто может в горе не роптать

И свято верить в жизнь иную.

Блажен, кто любит в наше время,

Кто искру веры сохранил —

Тому не страшно средь могил,

Тому не тяжко жизни бремя!

Молодой человек в очках. Он имел многочисленную паству, рассеянную по всей России. Стяжал дары прозорливости, исцелений и утешения.

Девушка в косынке.

Блажен, кто, путь свершая тесный,

Кумирам тленным не служил,

В чьем чистом сердце Царь Небесный

Себе обитель сотворил!

Девушка с гладкой прической. Уча, как жить, отец Амвросий не докучал наставлениями.

Девушка с шалью на плечах. Любовь и мудрость притягивали к отцу Амвросию людей. Особенно — умение старца сродниться с душой пришедшего к нему за советом.

Старик. Ему можно было рассказать все. Он все принимал к своему сердцу. Из его советов было видно, что он любит не только того, с кем говорит, но и всех любимых этим человеком и все, что ему дорого.

Девушка в косынке.

Блажен, кто страсти победил

И чужд был суетных стремлений,

Кто средь житейских треволнений

Свой крест безропотно носил

И был утешитель скорбящим

И перед миром, в зле лежащим,

Как раб, колен не преклонил!

Первый мальчик в крестьянской одежде.

Блажен, кто в жизни среди горя

Терпел всегда и бодро шел,

Стремился знать, в чем Божья воля,

И в мире славы не обрел;

Кто не стремился стать повыше

В своих делах, среди друзей;

Кто голос бедных мира слышал

И помогал рукой своей.

Второй мальчик в крестьянской одежде.

Кто жил с Христом, в Его заветах

Старался жить для всех и всем,

Был верен, строг в своих обетах,

А для греха был глух и нем!

Он обретет Христа обитель,

Венец из рук Его возьмет;

И на земле он — неба житель.

Как счастлив тот, кто так живет!

Молодой человек в очках. Мелочей для старца Амвросия не существовало. Он знал, что все в жизни имеет цену и свои последствия. Не было вопроса, на который бы он не отвечал с участием и желанием добра десяткам людей.

Девушка с гладкой прической. Бывали случаи, что приходили две молодые девушки: одна просилась в монастырь, другая желала замуж, но батюшка благословлял поступить вопреки своему желанию. И обе были счастливы.. Девушка в косынке.

Подошла я к сосновому лесу.

Жар велик, да и путь не короткий.

Отодвинув дверную завесу,

Вышел седенький, светлый и кроткий.

Поглядел на меня прозорливец

И промолвил “Христова невеста!

Не завидуй удачи счастливиц,

Там тебе уготовано место.

Позабудь о родительском доме,

Уподобься небесному крину.

Будешь, хворая, спать на соломе

И блаженную примешь кончину...”

Музыкальная вставка.

Маленький мальчик на ступенях. Старец иеросхимонах Амвросий, в миру Александр Михайлович Гренков, родился 23 ноября (старого стиля) 1812 года в семье сельского пономаря. Окончил Тамбовскую Духовную семинарию.

Молодой человек в очках. Увидев, насколько суетна и пуста мирская жизнь, он начал подумывать о монастыре.

Старик.

Он всей душой своей сознал

Тщету и ложь плотской отрады,

И, невзирая на преграды

И обольщенья темных сил,

Как странник и пришелец жил

Среди слепоствующего мира,

Чуждался жизненного пира

И тучных брашен не вкусил.

Девушка с шалью на плечах. Но молодость и веселый характер удерживали Александра Михайловича в миру, и он откладывал свое намерение. Молодой человек в очках. Опасная болезнь положила конец колебаниям Александра Михайловича. Он решил бежать в монастырь тайно от всех, боясь, что уговоры родных поколеблют его решение.

С т а, р и к . Да-да, никому не сказавшись, на деревянной телеге из Липецка — в Козельск, а оттуда — в Оптину пустынь.

Молодой человек в очках.

С тех пор, как Вечный Судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья;

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот, в пустыне я живу,

Как птицы — даром Божьей пищи.

Старик. Прибыв, в Оптину, Александр Михайлович застал там самый цвет ее монашества: преподобного Моисея, преподобного Антония, старца Льва, старца Макария.

Молодой человек в очках.

Обитель древняя, убежище святыни,

Как стало мне легко в стенах твоих!

Как живо чувствую я ныне

Всю суетность надежд и радостей земных!

Здесь, здесь меня отрада ожидала!

Здесь утешение спустилось свыше мне;

Моленье теплое на время оторвало

Печаль, таившую в сердечной глубине.

Келейник отца Леонида, ученик старца Макария — отец Амвросий приобрел такое глубокое знание человеческой души, которое кажется сверхъестественным.

Девушка с шалью на плечах. И молва о старце, читающем в душе, как в книге, распространилась по всей России. Тысячи страждущих стали стекаться к дверям его келлии.

Старик. Сколько людей приходило сюда, обливаясь горючими слезами, в скорби, а выходили со слезами радости, отчаявшиеся — утешенными, неверующие — возлюбившими Бога.

Маленький мальчик на крыльце. Часто батюшка выходил для общего благословения: тогда все становились на колени. Все участники становятся на колени, И батюшка благословлял всех.

Спаси, Господи, стоящих здесь

За простоту, благоговенье,

Да оправдает на суде

Кого-нибудь мое моленье.

Молодой человек в очках.

И верится, что молитва старца

Изгладит не одну мою вину,

И слышится: “Реки, чтоб оправдаться,

И Я грехов твоих не помяну”.

Первый мальчик в крестьянской одежде. Преподобный Амвросий не любил молиться на виду. Один из иеромонахов решился в это время подойти к батюшке. Глаза отца Амвросия были устремлены на небо, лицо сияло радостью, такое яркое сияние было на нем, что инок не мог его вынести.

Маленький мальчик на крыльце.

Горит свеча. Псалтырь на аналое.

Благословен молитвословья час!

Лобзай, душе, стояние ночное

Пред образом Молящейся о нас.

О Милосердный! В келлии безлюдной

Ты дал блаженство мне, не за труды;

Молчать и плакать пред иконой чудной,

Благоговеть до утренней звезды.

Все встают с колен.

Второй мальчик в крестьянской одежде. Тяжелый физический недуг (паралич) приносил старцу Амвросию великие страдания, но он никому не отказывал в помощи, излучал собою любовь, дарил даже самым отверженным надежду на спасение.

Старик.

Пред иконой святой

Преклонись, дорогой,

Ты в смиренной сердечной мольбе,

Беды, скорби терпи,

Бога в помощь зови —

Будешь крепким во всякой борьбе.

Девушка с шалью на плечах. С утра до вечера пораженный недугом старец принимал посетителей. От пришедших к отцу Амвросию часто приходилось слышать всех волнующие вопросы.

Молодой человек в очках. Как жить?

Девушка с шалью на плечах. Старец обыкновенно в шутливом тоне отвечал.

Старик. Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, а всем — мое почтение.

Девушка с гладкой прической. “Любовь, — говорил батюшка словами апостола, — все прощает, долготерпит, не осуждает, ничего чужого не желает и не завидует”.

Молодой человек в очках. Сам преподобный временами лежал почти без чувств от боли. На нем сбывались слова: сила Божия в немощи совершается. Не будь он избранным сосудом Божиим, через который Сам Бог вещал и действовал, такой подвиг не мог бы быть осуществлен никакими человеческими силами.

Звучит тихая грустная мелодия.

Маленький мальчик на ступенях. Преставление батюшки Амвросия.

Девочка. Десятого по старому стилю октября 1891 года в Козельской женской Шамординской общине совершилось событие, весть о котором разнеслась по всей необъятной России и достигла даже православного Востока.

Девушка с гладкой прической. Событие это… кончина великого старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Амвросия.

Старик. Не одно русское сердце болезненно сжалось при этой скорбной вести.

Девушка в косынке. Во все концы России разнеслось, что “батюшки отца

Амвросия не стало”.

Все участники зажигают свечи, становятся вокруг полотна друг за другом на некотором расстоянии. Стоят молча, опустив голову. Выходят все другие участники и даже те, кто не участвовал в представлении, с зажженными свечами, и заполняют оставшееся место вокруг полотна, образуя круг. Тишина. Затем слышится все усиливающийся шум дождя и сильного ветра в записи.

Молодой человек в очках. Погода была ужасная: сильный холодный ветер пронизывал насквозь и частый осенний дождь совершенно растворил землю.

Девушка с шалью на плечах. Пятнадцать верст из Шамордина в Оптину гроб несли на руках — сестры Шамординской общины, монахи, миряне.

Все участники начинают медленно двигаться вокруг полотна.

Старик. Несмотря на проливной дождь и грязную дорогу, несметное количество народа с открытыми головами и горящими свечами сопровождали в последний путь отца Амвросия.

Девушка в косынке. Безмолвие. Ни шороха, ни скрипа...

Девочка (входит в середину круга и становится на ступеньки, чуть возвышаясь над всеми). И было знамение... Зажженные свечи, которые несли участники погребальной процессии, не гасли под проливным дождем и на сильном ветру в продолжение семи часов.

Пятисекундная пауза, после которой постепенно затихает шум дождя и сильного ветра.

Девочка. Когда величественная процессия подходила к Оптиной пустыни, оттуда неслись звуки большого колокола.

Колокольный звон. Все участники останавливаются, опустив головы слушают колокольный звон.

Молодой человек в очках. Прославление преподобного Амвросия в 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси, и причисление к лику святых целого сонма преподобных отцов и старцев Оптинских дают нам радость обращаться к ним с молитвою о спасении Отечества и душ наших.

Колокольный звон прекращается.

Девочка (молитвенно подняв руки).

Богомудрые витии.

Православия столпы,

Помолитесь о России,

О прозрении толпы.

Чтоб ее утихли страсти

И пришла она в себя,

Чтоб хозяин был у власти,

Правосудие любя.

Все участники снова медленно идут вокруг полотна.

Умоляйте слезно Бога,

Предстоя на Небеси,

Чтоб спасительна дорога

Утвердилась на Руси.

Чтобы вера процветала,

Как в былые времена,

И заблудших обретала

Православия страна.

Много лет она страдала

От навязчивых идей,

Помощь свыше ожидала

И пощаду для людей.

Как столпы Христовой веры

Помолитесь за весь мир,

Чтоб отвергли лицемеры

Богоборчества кумир.

Снова редкие удары колокола.

Все участники останавливаются. Тишина. Из-за полотна звучит усиленный микрофоном мужской голос.

О люди, люди, не грешите,

Не распинайте вновь Христа!

На покаяние спешите,

Отмойте совесть дочиста.

Как в темноте вы заблудились,

Идя дорогою не той,

Подобно бесам возгордились,

Закон отринувши святой.

Вас обманули лиходеи:

Под видом братства и любви

Страну разрушили злодеи,

Всю затопив ее в крови,

О люди, люди, не грешите,

Не распинайте вновь Христа!

На покаяние спешите,

Отмойте совесть дочиста.

Все участники медленно с зажженными свечами уходят со сцены.

Валентина Кучеренко

 

Из библиотечки еженедельника "Воскресная школа"

"Осень золотая"

 

Сайт управляется системой uCoz