Жития святых | Рассказы для детей | Стихи | Воспитание | Бди | Детский Фотоальбом | Тематические ссылки | Разное |
Романов-на-Мурмане. Детская страничка. Разное. Сценки (театральные постановки). Праздник готовим сами (от автора ) (Скачать архив - версия для печати)
М.Блинская
Праздник готовим сами
Домашние Рождественские постановки
По благословению
Архиепископа Пермского и Соликамского АФАНАСИЯ
От автора
Это очень просто. Чтобы поставить спектакль, не нужна специальная подготовка, а только желание устроить детям запоминающийся праздник. Находки и импровизации взрослых и детей могут оказаться интереснее авторских, поэтому твердого сценария может и не быть — сказки каждый раз будут ставиться по-новому. Главное, чтобы все было с душой, тогда герои заживут своей собственной жизнью, будут сами подсказывать дальнейший ход сказки. Главное — начать.
Тростевые куклы тоже очень просты. Можно взять самые обыкновенные ветки или толстые реечки. На них наматываются лоскутки ненужной ткани, которая закрепляется ниткой. Это туловище. На него одевается любой наряд: плащ, платье, кафтан. Для женских персонажей лучше всего удлиненное платье или юбка. Тогда не будет вопросов, как сделать ноги. Если это мужской персонаж, можно использовать длинную жесткую проволоку. Она сгибается пополам. Верхняя часть — сгиб — становится туловищем, а нижний концы обматываются по очереди лоскутками, и на эти две “ноги” надеваются брюки.
Ручки можно сшить отдельно с кулачками на концах, а можно кулачки пришивать уже к рукавам одежды, если она так скроена. Ручки можно не набивать ватой, а закрепить к туловищу нитками в такой позиции, в которой персонаж чаще всего является на сцене. Голова шьется отдельно вместе с головным убором. Это может быть просто кружок трикотажа, по краю стянутый ниткой и набитый ватой. Лицо рисуется акварельными красками или вышивается. Это самая трудная деталь, и потому голову можно использовать готовую — например, от старой куклы. С такими персонажами на палочках (тростях) очень легко делать спектакль без особой подготовки. Ни ручками, ни головой отдельно двигать не требуется. В руке можно держать сразу две куклы. Но разговаривать за них должен непременно тот, кто их держит.
Самая первая моя сказка так и родилась, из кукол. Все началось с того, что я решила сшить своей маленькой дочке (ей было тогда 3 года) игрушечную собачку на палочке, чтобы она двигалась и разговаривала. Нашлись кусочки искуственного меха черного цвета и старые ненужные обрезки черного сукна. На черном фоне засветились красные пуговичные глазки, выросли остренькие меховые ушки.
В действительности собачка получалась больше похожей на чертенка: сами собой напрашивались маленькие рожки. Дочка потребовала рассказать, как он озорничает. Тогда я сшила игрушечных Ксюшу и Андрюшу, потом себя — маму. Понадобился и светлый персонаж — Ангел. Когда изготовлены были уже несколько кукол, захотелось сделать домашнюю постановку для своих детей и о своих детях, и я стала из-за ширмы показывать одну версию за другой. Дети были в полном восторге! К концу месяца таких импровизированных сценок из жизни и возник сценарий первой сказки “Кузнец Вакула и черт”.
Помню, после первого удачного опыта я тут же взялась за вторую сказку. Сначала появился образ одинокой девочки, которая почему-то брела по лесу, что-то искала, напевала печальную мелодию, разговаривала со зверюшками, с растениями. И самое трудное было — понять, что именно она искала? Что так страшно потерять в детстве? И когда этот ключик был найден, — девочка шла искать утерянную радость — само собою решилось и все остальное.
А третья сказка вообще появилась из музыки. Из произведения Аренского “Фантазия на тему Рябинина”. В это время в среде подростков все больше появлялось всяких “рэйверов”, “металлистов” и прочей невидали. И так хотелось, чтобы наши дети поняли, услышали разницу между живой настоящей музыкой и мертвящим, навязчивым “тамтамом”, который все больше внедряют в их сознание. Это время совпало также с ростом множества сект — “Белого братства”, “Богородичного центра” и др., куда оказывались втянуты и подростки. Против этой опасности предостерегали, но, в основном, взрослым языком. А ведь так важно предупредить обо всем этом именно детей, причем в самой простой и доступной для них форме — в форме сказки. Главное, о чем напоминает эта сказка, особенно мальчикам — это о доблести и мужестве, очень часто зависящей не от физической силы, а от крепости духа.
Вообще, все эти сказки написаны о сегодняшнем дне. Наши дети привыкли думать, будто действие сказки всегда относится к прошлому, будто черти, злые духи, колдуны были когда-то давным-давно. Но ведь это не так! Злые силы просто поменяли обличье, и борьба добра и зла происходит сегодня, как и прежде. Все наши житейские ситуации, наши сегодняшние проблемы — это та же неутихающая брань. А поле борьбы в ней — наши души.
Сказочная форма часто лучше подходит, чтобы рассказать детям, где и у кого в реальности можно искать помощи. Или напомнить, что за каждым нашим словом и поступком стоит выбор. Добро — это чудо, которое всегда присутствует в нашей жизни, только нужно знать, где его искать. И неслучайно, две последних пьесы — о чуде. Чуде добра и любви, сочувствия и бескорыстия.
Сказка “Чудо в Иоанновском монастыре” — о чуде взаимности. В центре этой сказки тоже музыка — песня о Рождестве, которую написали мои московские друзья. Внутри основного сюжета, как узорное обрамление действия, постоянно проходит тема Рождественского вертепа, и тогда звучат песни. Добавлю к этому, что Рождественская мистерия — стихи и музыка — мною тоже позаимствованы от Олега Степурко и Сергея Бычкова. Огромная благодарность всем им
К этой сказке у нас были уже изготовлены куклы с фарфоровыми головками и ручками на гибкой проволоке. Дочка стала ходить в музыкальную школу, и мы ставили эту мистерию на уроке сольфеджио. Музыку и слова чуть подправили, и у нас образовался очень красивый музыкальный спектакль: быть может, не такой профессиональный, как в оригинале, но более трогательный, простой и душевный. Он так понравился, что даже был записан в исполнении наших детей на Ленинградском радио и прозвучал в передаче “Заячий остров”.
Песенные паузы одновременно подчеркивали тему Праздника и давали время для переодевания кукол. Ведь одни и те же герои были то на дискотеке, то на улице зимой, то дома. Технически это несложно — пальто и шубки застегивались сзади на “липучку”. Рисованные на ватмане декорации перемещались, как жесткий занавес, по натянутой за сценой проволоке. Чтобы отвлечь внимание зрителей, на авансцену в это время выходили две девочки (которые и были исполнителями на радио) с фигурками из “Вертепа” и пели под магнитофонную запись. Одеты они были в костюмы, сшитые специально для “Рождественской мистерии”.
Последняя пьеса — “Снегурочка” — о любви, которая и сама есть чудо, и творит чудеса, так что даже ледяное сердце становится горячим . Наверное, по этой же причине по сценарию “Снегурочки” кукольный спектакль поставить не удалось. По-видимому, эта сказка невозможна без игры живых актеров. Такое тоже случается.
Очень хотелось бы у видеть “Снегурочку”, поставленной где-нибудь в воскресной школе или православной гимназии. Попробуйте! Желаем вам успехов и ждем отзывов по адресу издательства “Сатисъ”.
©М. Блинская, 1999 “Праздник готовим сами”
© Издательство "Сатисъ", оригинал-макет, оформление, 1999