Жития святых | Рассказы для детей | Стихи | Воспитание | Бди | Детский Фотоальбом | Тематические ссылки | Разное |
Романов-на-Мурмане. Детская страничка. Жития святых для детей. Свт.Филипп и прпмч.Корнилий(Скачать архив)
Церковная память свт.Филиппа совершается 9 января, 3 июля и 5 сентября по старому стилю (22 января, 16 июля и 18 октября по новому стилю) Церковная память сщцм.Корнилия совершается 20 февраля по новому стилю (5 марта по новому стилю) |
(с) Сретенский монастырь, 1999 г. (с) Художник д.Шабалина, 1999 г. |
Святитель Филипп, называвшийся в миру Феодором, происходил из древнего знатного рода бояр Колычевых. Он родился в Москве в 1507 году, получил хорошее образование и вступил в службу царскую. Ему предстояли в мире высокое положение и почести, ибо родители его были богаты и знатны и его самого любил великий князь, малолетний Иоанн; но Феодора не пленяло земное величие, и он с молодых лет желал жить для одного Бога. Однажды в церкви его особенно поразили слова святого Евангелия: “Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть” (Мф. 6, 24). Он решился не служить миру и богатству, а, оставив все, вступить в Соловецкий монастырь, который особенно привлекал его своей отдаленностью и строгостью правил.
Феодору было около тридцати лет, когда он исполнил намерение свое. Не взяв ничего с собой, он отправился в путь. Недостаток средств и утомление принудили его остановиться на время у одного крестьянина, к которому он поступил в работники. Заработав у него немного денег, он продолжал путь и достиг наконец Соловецкой обители.
Игумен, старец Алексий, принял его благосклонно и назначил послушником. Безропотно и усердно стал Феодор исполнять возложенные на него обязанности: носил воду, рубил дрова, работал на кухне, на огороде и на мельнице; он служил всем с кротостью и оскорбления, и даже побои, переносил терпеливо. Нелегка была такая жизнь сыну богатого боярина, воспитанному в роскоши; но желание угодить Богу трудом и послушанием превозмогло все: Феодор не унывал в тяжком подвиге. Через полтора года игумен постриг его, при чем он был назван Филиппом.
В звании инока Филипп продолжал не ослабевать в труде и молитве и благочестивой жизнью своей заслужил любовь и уважение всей братии. Желая более уединенной жизни, он иногда с позволения игумена удалялся на пустынный остров и там весь предавался молитве и богомыслию. Игумен Алексий, видя его добродетели, пожелал вверить ему управление монастырем, ибо сам становился стар и хотел сложить с себя должность настоятеля; но Филипп на это не соглашался, считая себя недостойным управлять братией. Тогда Алексий, созвав иноков, велел им избрать себе настоятеля. Единодушно избрали Филиппа, и он принужден был отправиться в Новгород, чтобы принять от епископа рукоположение.
Из Новгорода известие о Филиппе дошло до родных его, имевших в Новгородской области богатые поместья. Они поспешили доставить ему часть имущества, приходившуюся на его долю. В Соловецкой обители приняли Филиппа с почетом, как настоятеля, но он упросил Алексия еще управлять обителью, а сам удалился в любимую свою пустыню над озером, которое и доныне в память его называется Филипповым. Только по кончине Алексия принял он начальство.
С величайшей ревностью стал игумен Филипп исполнять новые свои обязанности. На все обратил он внимание: и на внутренний порядок монастыря, и на внешние средства его. Он с любовью и кротостью правил братией, подавая всем добрый пример и требуя от них трудолюбия, послушания и благочестия. Обитель была очень бедна; даже при умеренных ее нуждах трудно было содержать многочисленную братию. Филипп употребил на благоустройство обители все свое достояние и потом обратился к царю, который по просьбе его даровал монастырю разные льготы и несколько деревень. Филипп старался привести в порядок хозяйство своей обители: он улучшил земледелие, завел разные ремесла и промыслы, выстроил мельницу и выкопал обширный пруд; сам следил за всем, сам изобрел несколько орудий, чтобы облегчить труды работников, и всем подавал пример неутомимой деятельности. Благодетельный настоятель не менее заботился и о благе крестьян, принадлежавших монастырю. Он ввел строгий порядок в управление деревень, вникал в состояние каждого и всех выслушивал с любовью и вниманием.
Святитель Филипп желал соорудить теплую церковь с трапезой и выстроить несколько каменных зданий вместо сгоревших деревянных; он опять обратился за помощью к царю, который охотно помог ему. Иоанн Грозный благоволил к обители Соловецкой и любил Филиппа, которого знал с детства. Два раза в продолжение его игуменства он призывал его в Москву: в первый раз для составления судебника, а во второй раз для открытия Казанской епархии. Всякий раз Филипп возвращался из Москвы полный радостных надежд на будущее, ибо молодой царь правил мудро и справедливо; народ его был счастлив и благословлял доброго царя. Но вскоре все должно было страшно измениться.
С помощью даров царя Иоанна и увеличенных доходов монастыря Филипп соорудил каменный храм в честь Успения Божией Матери, потом построил больницу, каменные келлии, скит на одном из островов, устроил пристань; одним словом, совершенно обновил Соловецкую обитель. Он соорудил и второй храм, в честь Преображения Господня. Все было готово к освящению, как вдруг получил он от царя повеление ехать в Москву для духовного совета. Грустно было ему оставить обитель, в которой провел он восемнадцать лет; он предвидел, что на трудный подвиг едет и в Москву. Все изменилось с тех пор, как он был там; страшные вести об Иоанне долетали и до отдаленной Соловецкой обители и исполняли все сердца ужасом и скорбью. Незадолго до того был сослан в Соловецкий монастырь отец Сильвестр, бывший духовник Иоанна; и потому легко было догадаться Филиппу, какая участь ждет того, кто дерзнет высказать правду грозному царю.
Но необходимо познакомить читателя с царем Иоанном, чтобы ему стали понятнее сношения его с Филиппом.
Спокойствие продолжалось недолго. Легко понять, что влияние Филиппа на царя стесняло опричников и что они всеми средствами старались вредить ему. Иоанну не удался поход в Ливонию; он стал еще более мрачен и гневен; один из сродников Филиппа участвовал в неудачных переговорах с королем польским; все это послужило орудием против митрополита. Опричники старались внушить царю, что митрополит заодно с его врагами, и в то же время оклеветали много знатных бояр в злых умыслах против царя. Подозрение легко вселялось в мрачную душу Иоанна; снова начались страшные пытки и казни; кровь лилась рекой, всех объял ужас. Филипп решился обратиться к царю с увещанием. Он поехал в страшную Александровскую слободу.
Иоанну было три года, когда он по смерти отца остался наследником престола Российского. Мать его правила государством, но вскоре умерла и она, и Иоанн поступил под попечительство родственников и знатных бояр. Они не исполняли как следует обязанностей своих, не внушали Иоанну строгих правил добродетели, не старались искоренить в нем дурных наклонностей, а позволяли ему делать все, что ему хотелось, думая тем приобрести его расположение. Достигнув семнадцатилетнего возраста, Иоанн объявил, что хочет управлять сам, удалил опекунов своих, иных казнил и предался вполне необузданным страстям своим. Настало тяжкое время для России. Иоанн тешился зрелищем ужасных страданий, не заботился о благе подданных своих и только думал о собственном удовольствии. Народ страдал под жестоким игом. К довершению бедствий страшный пожар опустошил Москву; много людей погибло, другие потеряли все имущество; начались бунты и беспорядки. Иоанн в гневе искал виновных, чтобы предать их казни, как вдруг к нему явился один священник по имени Сильвестр. Указывая Иоанну на пылающую Москву, он бесстрашно объявил ему, что сам царь виновник всех несчастий; что бедствиями Господь наказывает его за жестокость и дурное правление. Слова правды, так редко доходившие до Иоанна, сильно подействовали на него. Он осознал вину свою, лил слезы раскаяния, молил Бога о прощении и помощи и твердо решил исправиться. Через несколько дней, приобщившись Святых Тайн, Иоанн созвал народ на площадь. Кланяясь на все стороны, он просил у него прощения за прошедшее и обещал в будущем заботиться о счастье подданных своих и править с любовью и правосудием.
Иоанн сдержал слово: он обратил все заботы свои на благоустройство государства, окружил себя мудрыми и честными помощниками, составил судебник и стал управлять с такой мудростью и справедливостью, что заслужил любовь своего народа и уважение иностранных держав. И оружие его увенчалось славой. Иоанн покорил Казанское царство, полководцы его ходили в дальнюю Тавриду, полным успехом Господь благословил предприятия доброго и заботливого царя.
Тринадцать лет Россия наслаждалась полным счастьем; но вдруг все опять изменилось. Иоанн стал тяготиться благими советами отца Сильвестра и друга своего Адашева; вскоре за тем умерла его супруга, добродетельная царица Анастасия, имевшая на него большое влияние; и в Иоанне вновь поднялись с ужасной силой страсти, на время подавленные. Удалив Сильвестра и Адашева под предлогом, что они советами своими стесняют свободу его действий, Иоанн окружил себя недостойными любимцами и льстецами и снова предался страстям и порокам. С каждым днем он становился свирепее и вполне заслужил прозвание Грозного, под которым он известен в истории.
По мере того как возрастала в нем жестокость, Иоанн становился мрачен и подозрителен. Он постоянно подозревал подданных своих в злых умыслах против себя и наконец решился избрать себе особенных телохранителей, на которых возложил все свое доверие. Он назвал их опричниками, а все, не принадлежавшее к ним, названо было земщиной. Несчастная земщина была совершенно отдана грубому произволу опричнины, которая находилась под особенным покровительством царя. Опричники могли грабить, обижать, убивать людей; на них не было суда; а малейшая жалоба на них была наказуема жестокими мучениями и смертью. Нельзя без ужаса читать повествований об этом несчастном времени. Вот в каком положении была Россия, когда Иоанн вызвал из Соловецкой обители игумена Филиппа, чтобы назначить его митрополитом.
Спокойствие продолжалось недолго. Легко понять, что влияние Филиппа на царя стесняло опричников и что они всеми средствами старались вредить ему. Иоанну не удался поход в Ливонию; он стал еще более мрачен и гневен; один из сродников Филиппа участвовал в неудачных переговорах с королем польским; все это послужило орудием против митрополита. Опричники старались внушить царю, что митрополит заодно с его врагами, и в то же время оклеветали много знатных бояр в злых умыслах против царя. Подозрение легко вселялось в мрачную душу Иоанна; снова начались страшные пытки и казни; кровь лилась рекой, всех объял ужас. Филипп решился обратиться к царю с увещанием. Он поехал в страшную Александровскую слободу.
С сожалением провожали святителя Филиппа иноки Соловецкой обители. Все предвещало ему трудные подвиги; в Новгороде жители вышли к нему навстречу, умоляя его заступиться за них пред царем, ибо они были под опалой и страшились гнева Иоанна Грозного; в Москве все трепетали перед опричниной. Святитель Филипп твердо решился говорить всю правду царю, хотя бы и пришлось за нее пожертвовать жизнью. Прибыв в Москву, он старался убедить епископов содействовать ему; но все отказались, боясь казни. “Молчание ваше влечет душу царя к греху, - говорил он им, - вы им губите и свои души; ибо предпочитаете безопасность и тленную славу мира обязанностям вашим”.
Иоанн принял Филиппа с уважением и начал словами из Священного Писания убеждать его принять сан митрополита. Вообще, Иоанн любил употреблять слова Священного Писания и выказывать наружное благочестие. Иногда он вместе с опричниками соблюдал все внешние правила монашеского жития; в Александровской слободе, где он жил более, чем в Москве, постился, проводил дни и часть ночи в молитве и в чтении Божественных книг. Он думал внешними обрядами благочестия утолить гнев Божий, который он заслужил жестокими поступками. Но Бог видит сердца и приемлет только ту молитву, которая совершается с любовью, с раскаянием, с искренним желанием быть Ему угодным; Иоанн же терзался угрызениями совести, но не каялся, не обуздывал страстей своих для Бога, не смирялся перед Господом, и потому его молитва оставалась бесплодной и не приносила мира и успокоения мрачной душе его.
Святитель Филипп ужаснулся, когда увидел царя. Он помнил его благообразным и красивым, теперь же лицо его было искажено страстями: он преждевременно поседел, жестокость и пороки выражались в чертах его; он был ужасен.
Филипп стал убеждать царя уничтожить опричнину; он представлял ему все зло, которое она делает России; он даже не соглашался принять сан митрополита, если Иоанн не уничтожит ее. “О государь! - так заключил он речь свою. - Я знал тебя благочестивым поборником истины и искусным правителем твоей державы. Поверь, и ныне никто не замышляет против нее; оставь же неблагоугодное начало и держись прежнего твоего благочестия. Сам Господь сказал, что если царство разделится само в себе, не может устоять царство то. Общий Владыка наш Христос повелел нам любить ближнего; в любви к Богу и ближнему заключается весь закон”.
Иоанн выслушал довольно благосклонно слова Филиппа, но они не произвели желаемого действия. Он не согласился уничтожить опричнину и требовал, чтобы Филипп без всяких условий принял сан митрополита. Надежда быть полезным отечеству заставила Филиппа покориться и даже подписать обещание не вступаться в дела двора и опричнины.
Спокойствие продолжалось недолго. Легко понять, что влияние Филиппа на царя стесняло опричников и что они всеми средствами старались вредить ему. Иоанну не удался поход в Ливонию; он стал еще более мрачен и гневен; один из сродников Филиппа участвовал в неудачных переговорах с королем польским; все это послужило орудием против митрополита. Опричники старались внушить царю, что митрополит заодно с его врагами, и в то же время оклеветали много знатных бояр в злых умыслах против царя. Подозрение легко вселялось в мрачную душу Иоанна; снова начались страшные пытки и казни; кровь лилась рекой, всех объял ужас. Филипп решился обратиться к царю с увещанием. Он поехал в страшную Александровскую слободу.
В 1566 году, 25 июля, святой Филипп был посвящен в митрополиты. Тут же, в храме, он обратил к царю слово, в котором напоминал ему, что сила царя в любви и милосердии, в суде справедливом; что он должен удалять от себя льстецов, любить народ свой; он говорил, что сила нужна против врагов, но что любовью управляются подданные. Царь с благоговением слушал речь митрополита и потом продолжал оказывать ему всевозможное уважение. Надежда возникла во всех сердцах; все ободрились. Действительно, сначала можно было подумать, что эти надежды оправдаются. Иоанн, которого обыкновенно малейшее противоречие приводило в ярость, выслушивал благодушно правдивые слова митрополита; казни стали реже; даже опричники присмирели, видя уважение царя к Филиппу и боясь его обличений. Все благословляли доброе влияние митрополита и молили Бога, чтобы оно было продолжительно. Он между тем ревностно занимался делами Церкви, мудро правил паствой своей; построил небольшую церковь во имя преподобных соловецких Зосимы и Савватия; церковь эта существует и теперь, но посвящена святому апостолу Филиппу.
- Государь! - сказал митрополит. - Почти Господа, давшего тебе царское достоинство, соблюдай данную тебе от Бога заповедь, управляй в мире и законно! Земные блага преходящи; сохраняется только одно небесное сокровище - правда. Ты, облеченный высоким саном, должен более всего чтить Бога, от Которого принял сан; ты образ Божий, но вместе и прах. Властелин тот, кто владеет собой, не рабствует страстям и побеждает любовью. Слышно ли когда-нибудь, чтобы благочестивые цари сами возмущали свою державу? Царь рассердился.
Спокойствие продолжалось недолго. Легко понять, что влияние Филиппа на царя стесняло опричников и что они всеми средствами старались вредить ему. Иоанну не удался поход в Ливонию; он стал еще более мрачен и гневен; один из сродников Филиппа участвовал в неудачных переговорах с королем польским; все это послужило орудием против митрополита. Опричники старались внушить царю, что митрополит заодно с его врагами, и в то же время оклеветали много знатных бояр в злых умыслах против царя. Подозрение легко вселялось в мрачную душу Иоанна; снова начались страшные пытки и казни; кровь лилась рекой, всех объял ужас. Филипп решился обратиться к царю с увещанием. Он поехал в страшную Александровскую слободу.
- Что тебе, чернецу, до наших царских дел?! - воскликнул он.
- По благодати Святого Духа, по избранию священного собора и по вашему изволению я - пастырь Христовой Церкви, - отвечал Филипп. - Я должен вместе с тобой заботиться о благочестии и покое православного царства.
- Молчи! - воскликнул Иоанн. - И благослови нас на дела нашей воли.
- Наше молчание налагает грех на твою душу и всем приносит вред, - отвечал святитель. - Если на корабле один из служителей впадет во искушение, то кораблю от этого еще небольшая опасность, но если это случится с самим кормчим, то весь корабль может погибнуть. Мы должны говорить тебе правду, даже если бы пришлось за это положить жизнь.
- Владыко святый, - отвечал царь, несколько смягченный разумными словами митрополита, - друзья и близкие мои восстают на меня и хотят меня погубить.
- Государь! - сказал святитель. - Есть люди, которые обманывают тебя; приими совет: не разделяй державы своей. Ты поставлен Богом, чтобы судить в правде людей Божиих, а не образ мучителя восприять на себя. Все проходит: и слава, и величие; бессмертно одно житие в Боге. Отжени от себя клеветников и устрой воедино народ твой, ибо благословение Божие пребывает там, где единодушие и нелицемерная любовь.
- Филипп! Не прекословь державе нашей, если не хочешь лишиться сана, - грозно возразил Иоанн.
- Я не искал этого сана, - отвечал митрополит, - а во время подвига не должен ослабевать.
Иоанн в гневе удалился. Прошло уже то время, когда слова правды могли возбудить в нем раскаяние, он ожесточил против них сердце свое, и правдивые обличения возбуждали в нем ярость. Чтобы не слышать их, он стал избегать встречи с митрополитом, которого возненавидел. Между тем ужасные казни продолжались. Митрополит с любовью утешал страдающих, укреплял их в вере и увещевал их возлагать надежду свою на Господа, обещавшего небесные блага тем, которые с терпением переносят скорби на земле. Он же сам твердо решился не щадить жизни своей, но стараться отвратить, если возможно, Иоанна от преступных дел его.
В Крестопоклонное воскресенье святитель Филипп служил в Успенском соборе; к концу литургии вошел Иоанн с толпой опричников. Все они были в черных рясах и имели на головах остроконечные шлыки, в руках оружие. Иоанн подошел к митрополиту и ждал благословения; митрополит глядел на образ, как бы не видя или не узнавая Иоанна. Один из приближенных царя тогда сказал: “Святый владыко! Государь просит твоего благословения!”
Филипп взглянул на Иоанна и сказал: “В этом странном одеянии не узнаю царя; не узнаю его и в делах царства. О государь! Мы здесь совершаем бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан. У язычников даже есть закон и справедливость, есть милосердие - а в России их нет. Достояние и жизнь граждан не имеют защиты; грабеж и убийство совершаются именем царя. Ты высок на престоле, но есть Всевышний, Судья наш и твой! Как предстанешь на суд Его, обагренный кровью подданных? Государь! Говорю тебе как пастырь душ, убойся Бога! Кто не любит брата, тот не Божий”.
Иоанн страшно разгневался; он ударил жезлом об пол и воскликнул: “Чернец, нашей ли власти прекословишь? Увидим силу твою!”
В невыразимом гневе Иоанн вышел из храма; он решился погубить митрополита. Опричники еще более разжигали гнев его; к ним присоединилось несколько епископов; иные негодовали на Филиппа за строгие обличения его; другие желали угодить царю и его любимцам. Иоанн хотел предать митрополита суду и послал недоброжелателей его в Соловецкий монастырь, чтобы собрать против него обвинения. Это было довольно трудно. В обители все с любовью помнили о бывшем настоятеле и могли только свидетельствовать о добродетелях его и святой жизни; но наконец угрозы и обещания склонили одного недостойного ученика Филиппа, Паисия, оклеветать митрополита, и посланные, достигнув желаемого, взяли клеветника с собой в Москву.
Иоанн обрадовался успеху дела; учинили допрос, нарядили суд, ибо Иоанн желал дать беззаконному делу вид правосудия; призвали Филиппа. Он понимал, что хотят погубить его; но смерть не страшила его. Он сказал царю: “Государь! Думаешь ли, что я боюсь твоих угроз или смерти? Честно дожил я до старости, честно предам душу мою Господу, Который рассудит между нами. Лучше мне умереть за свидетельство истины, нежели в сане митрополита безмолвно взирать на ужасы этого несчастного времени. Вот жезл святительский, вот клобук и мантия, которыми ты хотел возвеличить меня; возьми их назад. А вы, служители алтаря, - продолжал он, обратясь к созванному духовенству, - пасите верно стадо Христово, готовьтесь дать Богу ответ и страшитесь Царя Небесного более, чем земного”. Сказав эти слова, святитель Филипп снял с себя клобук и мантию и хотел удалиться; но Иоанн объявил ему, что он должен ждать суда, заставил его взять назад знаки достоинства своего и исполнять обязанности митрополита до тех пор, пока окончится следствие.
Через несколько месяцев, в день Архангела Михаила, святитель Филипп в полном облачении готовился начать обедню в храме Успения, как вдруг с шумом вошел Басманов, один из любимцев царя, окруженный опричниками и держа свиток в руках. Он велел читать бумагу; изумленный народ услышал, что Филипп - преступник и лишается сана святительского как недостойный оного. Вслед за тем опричники бросились на митрополита, сорвали с него святительскую одежду, надели на него ветхую ризу и метлами выгнали его из храма. Митрополит все переносил спокойно и утешал народ и духовенство. Посадили его на дровни и повезли в Богоявленский монастырь. Народ с плачем провожал любимого архипастыря, он благословлял его, увещевал его молиться Богу и хранить терпение и покорность.
На другой день привезли святителя Филиппа в Кремль; снова были собраны епископы под председательством царя. Филипп был спокоен, тут он в первый раз увидел обвинителя своего Паисия. Сказав ему несколько слов, полных кротости, он обратился к царю, чтобы еще раз напомнить ему об обязанностях его. “Отстань, государь, от столь нечестивых деяний! - говорил он ему. - Вспомни, что добрые цари ублажаются и по смерти; о злых же никто не вспоминает с благодарностью. Постарайся принести плоды добродетели и собрать себе сокровище на небесах, ибо каждому воздается по делам его”.
Иоанн был гневен, тем более что никто не смел сказать слова против митрополита, который привел в изумление всех своим спокойствием и величием. Иоанн решился погубить Филиппа; но не дерзнул прямо осудить его на смерть, а как уличенного будто в тяжкой вине осудил его на заточение и повелел опричникам заключить его в темницу. Он знал, что опричники исполнят тайное желание его и не пощадят митрополита. Действительно, святителю забили ноги в колодки, заковали руки и хотели уморить его голодом; несколько дней не приносили ему есть; но Филипп, привыкший поститься, остался жив. Князь Курбский, современный писатель, рассказывает даже, что будто бы с ним заключили голодного медведя, который не коснулся его, и что когда об этом донесли царю, он воскликнул: “Чары, чары готовит враг мой и изменник Филипп!”
Через несколько дней Иоанн велел перевести Филиппа в Никольский монастырь, а между тем предавал пыткам и казни родственников его. Он послал к нему в монастырь отрубленную голову любимого его племянника и велел сказать ему: “Чары твои не спасли его”. Святитель Филипп облобызал голову, благословил ее и сказал только: “Блажени, яже избрал и приял еси, Господи! Память их в род и род”.
Но вражда Иоанна еще не была удовлетворена. Его особенно сердило то, что народ целый день толпился у Никольского монастыря, жалел о святителе, говорил о его добродетелях, чудесах и страданиях. Он захотел удалить его из Москвы и послал в Тверь, в Отрочь монастырь. Много страданий вытерпел святитель Филипп в продолжение пути и в заточении. Плохая одежда едва защищала его от мороза; часто ему по нескольку дней не приносили пищу; сторож обращался с ним грубо и жестоко. Но святитель Филипп все переносил с кротостью, надеялся на Бога и молился за гонителей своих. В заточении провел он год.
Новгород навлек на себя гнев Иоанна Грозного, который со страшной дружиной своей отправился туда, чтобы предать виновных казни. Путь его шел на Тверь. Он не забывал о Филиппе и послал к нему Малюту Скуратова, одного из самых свирепых опричников, будто за благословением. Между тем святитель Филипп, предчувствуя близкую кончину свою, в этот самый день приобщился Святых Тайн. Он молился, когда злодей вошел.
- Владыко святый! Благослови царя идти в Новгород, - сказал Малюта Скуратов.
- Благословляют только добрых на доброе, - отвечал Филипп, - но делай то, для чего ты послан; не обманывай меня, испрашивая дар Божий.
Потом Филипп воскликнул: “Господи Вседержителю! приими дух мой!”
Скуратов бросился на святителя и задушил его. После этого, вышедши из келлии, он сказал игумену и братии, что Филипп умер от угара, и велел поскорее похоронить его. Это было 9 января в 1569 году.
Через двадцать лет после этого, в царствование Феодора, кроткого и благочестивого сына Иоанна Грозного, иноки Соловецкой обители выпросили у царя позволение перенести к себе тело любимого настоятеля. Когда выкопали гроб и вскрыли его, то нашли в нем нетленным тело святителя. С радостью и торжеством приняли его в обители и похоронили в могиле, выкопанной самим Филиппом перед отъездом в Москву.
Чудесные исцеления совершались над гробницей святителя. В 1640 году, при царе Алексее Михайловиче, мощи его были торжественно открыты и в 1652 перенесены в Москву Новгородским митрополитом Никоном. Никон ездил за ними в Соловецкую обитель и там объявил настоятелю и братии о желании царя “возвратить мощи святого митрополита Филиппа в царственный град, да водворится опять на первопрестолии своем и да разрешит своим пришествием грех прадеда его, царя Иоанна”. Перенесение многоцелебных мощей святителя празднуется 3 июля.
Останки святого страдальца покоятся в московском Успенском соборе, и Россия чтит благоговейно память великого святителя, который так ревностно исполнял разнообразные обязанности свои: явил пример послушания и смирения иноческим житием своим, пример неутомимой деятельности во время игуменства, неустрашимого мужества в сношениях своих с Иоанном и христианского терпения среди страданий.
“Первопрестольников преемниче, - взывает к нему Святая Церковь, - столпе Православия, истины поборниче, новый исповедниче, святителю Филиппе, положивый душу за паству твою. Темже яко имея дерзновение ко Христу, моли, за град и люди, чтущия достойно святую память твою”.
Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский родился в 1501 году во Пскове в семье бояр Стефана и Марии. Чтобы дать сыну образование, родители отдали его в псковский Мирожский монастырь, где он подвизался под началом старца: делал свечи, рубил дрова, обучался грамоте, переписке и украшению книг и иконописи. Закончив учение, Корнилий вернулся в родительский дом с решением стать иноком.
Однажды государев дьяк Мисюрь Мунехин взял с собой Корнилия в затерянную среди лесов Псково-Печерскую обитель, которая тогда была беднее любого псковского погоста. Красота природы, тихая служба в пещерной церкви произвели на Корнилия такое сильное впечатление, что он навсегда ушел из родного дома и принял иноческий постриг в Псково-Печерской обители.
В 1529 году, в возрасте 28 лет, преподобный Корнилий был возведен во игумена и избран настоятелем монастыря. В его настоятельство Псково-Печерская обитель достигла наибольшего расцвета. Число братии увеличилось с 15 до 200 человек. Это количество насельников не было превышено ни при одном из последующих настоятелей.
Деятельность преподобного Корнилия простиралась далеко за пределы обители: он распространял Православие среди живших вокруг монастыря местных народов, строил церкви, больницы, дома для сирот и нуждающихся. Во времена ужасного мора на Псковщине преподобный Корнилий бесстрашно ходил по моровым деревням причащать живых и отпевать у общих ям умерших.
Во время Ливонской войны преподобный Корнилий проповедовал христианство в отвоеванных городах, строил там храмы, щедрой рукой раздавал пострадавшим во время войны эстам и ливам пособия из монастырских запасов: в обители безмездно лечили и кормили раненых и изувеченных, хоронили в пещерах убитых и вписывали их имена в монастырский синодик на вечное поминовение.
В 1560 году, в праздник Успения Божией Матери, преподобный Корнилий послал в благословение русским войскам, осаждавшим город Феллин, просфору и святую воду. В тот же день немцы сдали город. В 1570 году на созданную в Юрьеве Ливонском кафедру был назначен епископом Юрьевским и Феллинским некий игумен Корнилий. Некоторые отождествляли его с преподобным Корнилием, но это не соответствует действительности.
Преподобный Корнилий был большим знатоком и любителем книг - в монастыре была собрана солидная библиотека. В 1531 году вышел его труд под названием “Повесть о начале Печерского монастыря”. В середине XVI века Псково-Печерский монастырь воспринял от Спасо-Елеазаровского монастыря традицию летописания. В основу летописи были положены сведения двух первых Псковских летописей в черновом продолжении с 1547 по 1567 год. Кроме того, игумен Корнилий завел большой монастырский синодик для поминовения усопших братии и благотворителей обители, начал вести "Кормовую книгу" с 1558 года, составил “Описание монастыря” и “Описание чудес Печерской иконы Богоматери”.
Преподобный Корнилий расширил и украсил монастырь, прокопал далее монастырские пещеры, перенес деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских за монастырскую ограду, на приезжий монастырский двор, а на ее месте в 1541 году поставил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1559 году построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Печерская обитель, возникшая на границе Русского государства, была не только светочем Православия, но и крепостью против внешних врагов России.
В 1558-1565 годах преподобный Корнилий воздвиг вокруг монастыря массивную каменную стену, а над Святыми воротами по собственному проекту построил каменную церковь во имя Святителя Николая, поручив ему охрану обители. В храме был поставлен деревянный скульптурный образ Николы Ратного.
О мученической кончине преподобного Корнилия в летописи, составленной иеродиаконом Питиримом, записано: “Сей достоблаженный игумен Корнилий... на игуменстве 41 год и 2 месяца поживе: он постническим и святым житием не точию мнихом бе образ ко спасению... во время же бывших потом на земли России мятежей много злая пострада и, наконец, от тленнаго сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище, в лето 1570, февраля в 20-й день, на 69 году от рождения своего”. (Эта же дата стоит и на керамической пластине - керамиде, закрывавшей устье первоначальной гробницы преподобного Корнилия.)
Спокойствие продолжалось недолго. Легко понять, что влияние Филиппа на царя стесняло опричников и что они всеми средствами старались вредить ему. Иоанну не удался поход в Ливонию; он стал еще более мрачен и гневен; один из сродников Филиппа участвовал в неудачных переговорах с королем польским; все это послужило орудием против митрополита. Опричники старались внушить царю, что митрополит заодно с его врагами, и в то же время оклеветали много знатных бояр в злых умыслах против царя. Подозрение легко вселялось в мрачную душу Иоанна; снова начались страшные пытки и казни; кровь лилась рекой, всех объял ужас. Филипп решился обратиться к царю с увещанием. Он поехал в страшную Александровскую слободу.
В древней рукописи Троице-Сергиевой лавры написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота с крестом навстречу царю, разгневанный ложным наветом Иоанн своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понес в монастырь.
Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес его тело к церкви Успения, названа “Кровавым путем”. Свидетельством раскаяния царя служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины преподобного Корнилия. Имя игумена Корнилия было вписано и в царский синодик.
Тело преподобномученика Корнилия было положено в стене “Богом зданной пещеры”, где пребывало 120 лет невредимо. В 1690 году митрополитом Псковским и Изборским Маркеллом мощи были перенесены из пещеры в соборную Успенскую церковь и поставлены в новом гробе в стене.
17 декабря 1872 года мощи преподобного Корнилия с прежним гробом были переложены в медно-посеребренную гробницу, а в 1892 году - в новую раку.
Спокойствие продолжалось недолго. Легко понять, что влияние Филиппа на царя стесняло опричников и что они всеми средствами старались вредить ему. Иоанну не удался поход в Ливонию; он стал еще более мрачен и гневен; один из сродников Филиппа участвовал в неудачных переговорах с королем польским; все это послужило орудием против митрополита. Опричники старались внушить царю, что митрополит заодно с его врагами, и в то же время оклеветали много знатных бояр в злых умыслах против царя. Подозрение легко вселялось в мрачную душу Иоанна; снова начались страшные пытки и казни; кровь лилась рекой, всех объял ужас. Филипп решился обратиться к царю с увещанием. Он поехал в страшную Александровскую слободу.