Жития святых | Рассказы для детей | Стихи | Воспитание | Бди | Детский Фотоальбом | Тематические ссылки | Разное |
Романов-на-Мурмане. Детская страничка. Жития святых для детей. Жития святых декабрь-январь
Священник Константин Островский Жития святых в кратком изложении для детей (по святителю Димитрию Ростовскому). Декабрь-январь. М., КАЗАК, 1996. Редактор Сергей Троицкий. Корректор Галина Вергун ©Свящ. Константин Островский Художник А.М. Головченко
|
Подвиги и страдания святого апостола Андрея Первозванного Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского Житие святого пророка Даниила и с ним святых трех отроков Анании, Азарии, и Мисаила Страдания святого первомученика и архидиакона Стефана Житие святителя Василия Великого Житие преподобного Серафима Саровского |
ПОДВИГИ И СТРАДАНИЯ
СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО
Святой апостол Андрей Первозванный сперва был учеником Иоанна Предтечи. После же крещения Господня он оставил Крестителя и первым из апостолов сделался последователем и учеником Христа.
Когда же после вольных страданий Спасителя, воскресения и вознесения Его святой Андрей принял, как и прочие апостолы, Святого Духа, тогда он отправился во многие города и страны проповедовать Христову веру и в каждом городе принял много скорбей и страданий, но, подкрепляемый всесильной помощью Божией, он терпел все скорби с радостью.
Проповедовал святой апостол Андрей и в нашей стране. Придя на место, где теперь стоит город Киев, он благословил русскую землю и водрузил крест, пророчески говоря: “На этих горах воссияет благодать Божия; великий город будет здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю Российскую землю”.
После этого святой апостол Андрей, пройдя еще многие страны, пришел в греческий город Патры и всех его жителей обратил ко Христу, совершив при этом много чудесных исцелений. Но местный правитель ненавидел Господа Иисуса Христа и, схватив апостола, стал его мучить, заставляя отречься от Спасителя. Святой же Андрей радовался и славил Бога.
Тогда правитель повелел распять его на кресте, привязав за руки и за ноги. Но святой Андрей и с креста поучал народ, убеждая терпеть временные страдания, потому что никакое мучение ничего не стоит в сравнении с бывающим за него воздаянием.
Тогда народ, возмутившись, пошел к правителю, и правитель от страха перед людьми повелел снять апостола с креста, но по воле Божией никто не мог отвязать его.
Святой Андрей при этом громко воскликнул: “Господи Иисусе Христе! Не попусти мне быть снятым со креста, на котором я повешен за имя Твое, но приими меня, Учитель мой, Которого я возлюбил, Которого я познал, Которого исповедую, Которого желаю видеть, через Которого я стал тем, что есть! Господи Иисусе Христе, приими дух мой с миром, ибо время уже мне прийти к Тебе и видеть Тебя, так сильно желаемого мною! Приими меня, Учитель Благий, и не ранее повели мне быть сняту с креста, как приимешь дух мой!”
Когда он говорил это, его осиял свет с неба, как молния, на виду у всех и блистал вокруг него, — так что невозможно было смотреть на него. Этот небесный свет сиял вокруг святого апостола с полчаса, пока тот не отошел ко Господу.
Молитвами святого апостола Андрея, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ
И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ,
АРХИЕПИСКОПА МИРЛИКИЙСКОГО
Святитель Николай был единственным сыном богатых и благочестивых родителей. Еще до рождения освященный Божественной благодатью, он, возрастая годами, возрастал и разумом, совершенствуясь в добродетелях, которым его учили мать и отец.
Став взрослым и достигнув совершенства в слове и в учении, святой Николай явился совершенным и в самой жизни. Он хранил истинное целомудрие, чистым умом всегда созерцал Господа и усердно посещал храм Божий. Там он проводил дни и ночи в молитве и чтении Божественных книг, и Дух Святой поистине обитал в нем самом, как в храме.
Однажды святой Николай плыл на корабле по морю в Иерусалим, и вдруг поднялась страшная буря. Все испугались и думали, что сейчас погибнут, но святой Николай помолился Богу — и тотчас море успокоилось и настала великая тишина.
Пробыв довольно долго в Иерусалиме, он хотел удалиться в пустыню и провести свою жизнь в тишине и безмолвии. Но Господь не благоволил этому и послал Николая в Ликийскую страну, в город Миры, чтобы он был там архиепископом. Не любя человеческой славы, святой долго отказывался, но, боясь ослушаться Господа и видя, что все люди просят его, он против своей воли принял сан архиерея.
Святитель Николай нравом был кроток и незлобив, духом смирен, одевался просто, ел мало и простую пищу; дом его был открыт для всех, сиротам он был отец, нищим — милостивый податель, плачущим — утешитель, обиженным — помощник и всем — великий благодетель.
В то время правили злочестивые цари Диоклитиан и Максимиан, и они начали на христиан гонение. Святителя Николая схватили и посадили в темницу, где он терпел голод, жажду и тесноту. Но Бог не судил ему оставить сей мир, злые цари вскоре умерли, а на престол взошел равноапостольный царь Константан, и святитель Николай вернулся на свое место, удостоившись мученического венца.
Святитель Николай ревностно защищал православие на первом вселенском соборе и даже, исполняя повеление Божие, ударил еретика Ария по лицу. Когда же его хотели строго наказать за это, некоторым святым отцам явились Спаситель и Богородица и убедили их, что святитель Николай — великий угодник Божий. Он много лет прожил в Мирах Ликийских и, достигнув глубокой старости, недолго поболев, преставился ко Господу. С радостью и молитвой он перешел в вечную блаженную жизнь, в сопровождении ангелов и встреченный всеми святыми.
Много великих чудес сотворил Николай Угодник и в течение земной своей жизни, и уже после преставления. Он всем был во всякой нужде готовым помощником и теплым заступником. И ныне он также помогает призывающим его и избавляет их от бед. Чудес его исчислить невозможно, его знают Восток и Запад, и во всех концах земли известны его чудотворения. Да прославится в нем Триединый Бог, Отец и Сын и Святой Дух, и его святое имя да похваляется всеми верными вовеки.
ЖИТИЕ СВЯТОГО ПРОРОКА ДАНИИЛА
И С НИМ СВЯТЫХ ТРЕХ ОТРОКОВ:
АНАНИИ, АЗАРИИ И МИСАИЛА
В то время когда народ израильский находился в плену в Вавилоне, царь вавилонский Навуходоносор повелел избрать из израильтян лучших юношей для службы в его дворце. Среди них были и Даниил, Анания, Мисаил и Азария. Бог им даровал знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще и дар пророчества. За это и еще за то, что телом они были здоровы и красивы, царь назначил их для служения себе. Впоследствии он Даниила сделал начальником над всеми мудрецами вавилонскими, а трех отроков поставил управлять делами своей страны.
Но однажды царь Навуходоносор сделал золотого истукана и велел всем жителям поклоняться ему. Анания же, Азария и Мисаил не поклонялись. Когда царь узнал об этом, он сильно разгневался и приказал бросить их в разожженную печь. Тогда святые отроки сказали царю:
“Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся”.
После этого их бросили в печь. Но произошло чудо: в раскаленной печи огонь не опалял святых юношей, к ним снизошел Ангел Божий и остудил огонь, так что царь в изумлении воскликнул: “Вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию”. Он выпустил Ананию, Азарию и Мисаила из печи и восславил Единого Истинного Бога, а их возвысил в стране Вавилонской.
После Навуходоносора в Вавилоне был царь Валтасар. В его царствование пророк Даниил удостоился многих Божественных видений, о которых он написал в своей книге.
По смерти Валтасара царем стал Дарий. Он очень уважал Даниила и помышлял уже поставить его над всем царством. Но завистники оклеветали Даниила и подстроили так, что царь, хотя и против своего желания, приказал бросить святого пророка в ров на съедение львам. При этом царь сказал Даниилу: “Бог твой, которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!” Затем царь пошел в свой дворец, лег спать без ужина и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него. Поутру же царь встал на рассвете и поспешно пошел ко рву львиному. И подошел ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила; и сказал царь Даниилу:
“Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?”
Тогда Даниил сказал царю:
“Царь! Вовеки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и пред тобою, царь, я не сделал преступления”.
Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нем и повелел поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего.
И приказал царь, и приведены были те люди, которые обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров; и они не достигли до дна рва, как львы овладели ими и сокрушили все кости их.
После того царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: “Мир вам да умножится! Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живой и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно. Он избавляет и спасает и совершает чудеса и знамения на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов”.
СТРАДАНИЕ
СВЯТОГО ПЕРВОМУЧЕНИКА
И АРХИДИАКОНА СТЕФАНА
После вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо и сошествия Духа Святого на апостолов число верующих стало быстро увеличиваться. И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее; и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа.
Когда у апостолов появилась нужда в помощниках и они рукоположили семерых диаконов, первым из них стал святой архидиакон Стефан.
Исполненный веры и силы, он совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые неверные иудеи вступили в спор со Стефаном, но не могли противостоять мудрости и духу, Которым он говорил. Тогда они оклеветали Стефана и привели его на суд. Там он сперва много убеждал их, а потом обличил: “Жестоковыйные! Вы всегда противитеся Духу Святому!” Они же рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. А Стефан, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: “Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога”. Но они, закричавши громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями Стефана, который молился и говорил: “Господи Иисусе! Прими дух мой”. И, преклонив колена, воскликнул громким голосом: “Господи! Не вмени им греха сего”. И, сказав это, почил.
ЖИТИЕ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО
ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО,
АРХИЕПИСКОПА КЕСАРИЙСКОГО
Святой Василий Великий с раннего детства был наставлен в Христовой вере своими благочестивыми родителями и бабушкой. Отец же учил его еще и светским наукам. Имея замечательные способности и большое усердие к занятиям, Василий учился весьма успешно и при этом проводил чистую и богоугодную жизнь.
С ним вместе учился святой Григорий Богослов. Василий и Григорий, будучи похожи друг на друга по своему благонравию, кротости и целомудрию, так любили друг друга, как будто у них была одна душа, — и эту взаимную любовь они сохранили впоследствии навсегда.
Святой Василий глубоко изучил мирские науки, но они не могли насытить его ум, искавший высшего Божественного озарения; поэтому он отправился в Египет, где жило много христианских подвижников, чтобы у них научиться тому, что истинно полезно для ума и для сердца. Проведя среди святых отцов год и поучившись у них словом и делом, Василий роздал все, что у него было, нищим, а сам пошел в Иерусалим и там принял святое крещение во Иордане. Когда епископ крестил его, внезапно спала на них огненная молния, и вышедший из той молнии голубь погрузился в Иордан и, всколыхнув воду, улетел на небо. Стоявшие же на берегу, увидя это, вострепетали и прославили Бога.
Вскоре святой Василий был посвящен в диаконы, а затем в священники и все силы и время стал отдавать своим пастырским заботам.
Но прошел год, и по воле Божией Василий удалился в суровую пустыню. Там он проводил жизнь в крайних лишениях, терпя голод и холод, проводя дни в молитвах, трудах и чтении Священного Писания. В пустыню к нему приехал и с ним вместе подвизался любимый друг его Григорий Богослов. Василий и Григорий хотели так прожить всю свою жизнь.
Но Господь судил иначе. Пришло время, когда оба они, Василий и Григорий, должны были покинуть пустыню, чтобы защищать Церковь от еретиков, от тех, кто ложно учит о Боге. Василия посвятили в архиепископа Кесарийского, и он стал, управляя Церковью, мужественно бороться за святую веру Христову.
Святитель Василий молился Пресвятой Богородице, чтобы гонитель и губитель христиан царь Юлиан Отступник не вернулся живым с войны, и по велению Матери Божией святой великомученик Меркурий убил врага Христова.
Когда царь-еретик Валент пытался ласками и угрозами отклонить святителя Василия от православия и судья уже грозил Василию смертью, он отвечал:
“Что же? Пусть я пострадаю за истину и освобожусь от телесных уз; я давно желаю этого”.
И так царь узнал, что святитель Христов угроз не боится, что убеждения его нельзя изменить и что сердце его непреклонно и твердо.
Когда о святом Василии услышал преподобный Ефрем Сирии, живший в пустыне, то стал молить Бога о том, чтобы Он показал ему, каков есть Василий. И вот однажды, находясь в состоянии духовного восторга, он увидел огненный столб, глава которого доходила до неба, и услышал голос, говоривший: “Ефрем, Ефрем! Каким ты видишь этот огненный столб, таков и есть Василий”.
Святитель Василий был и поныне есть великий учитель всех христиан, он написал много книг, в которых изложил истинное учение о Боге, объяснил премудрое устройство Богом всего существующего и дал правила и уставы, многие из которых действуют и поныне. Откровением Божиим святитель Василий составил чин Божественной литургии и несколько других молитв.
Он был милостив к бедным, молитвою исцелял больных, изгонял бесов и совершил много великих чудес.
Когда святой Василий умер, не только христиане, но и неверные толпами устремились на улицу и настойчиво теснились ко гробу почившего святителя. На погребение Василия собрались многие архиереи и, воспев надгробные песнопения, похоронили тело великого угодника Божия в церкви, восхваляя Бога, Единого в Троице, Ему же слава вовеки. Аминь.
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО
И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО
СЕРАФИМА САРОВСКОГО
Преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский родился в городе Курске в богатой и благочестивой купеческой семье.
Он от рождения был избранником Божиим, душа его с юных лет прилепилась к церкви, и на семнадцатом году жизни он окончательно решил стать монахом. Прощаясь с матерью, он помолился Богу, поклонился ей в ноги и испросил ее родительского благословения. Мать дала ему приложиться к иконам Спасителя и Богородицы, потом благословила его медным крестом. Взяв с собой этот крест, он до конца жизни носил его всегда открыто на груди своей.
Потом он поступил в Саровскую обитель и несколько лет пробыл там послушником, а потом был пострижен в монахи и посвящен в сан иеродиакона.
Во время церковных служб он по временам видел святых ангелов, сослужащих и поющих с братиею. Дивное впечатление производили на его душу эти видения. “Сердце мое, как воск, таяло от неизреченной радости! — говорил отец Серафим. — И не помнил я ничего от такой радости; помнил только, как входил во святую церковь да выходил из нее”.
Через некоторое время его, как достойного, рукоположили в иеромонаха, и довольно долго он непрерывно служил, ежедневно причащаясь Святых Тайн с горячей любовью, верою и благоговением.
Однако призванием отца Серафима была безмолвная жизнь и через год он с благословения настоятеля удалился в пустынную келию посреди дремучего соснового леса. Там он провел много лет в великих монашеских подвигах поста, бдения, молчания, непрестанной молитвы, терпя искушения от злых людей и особенно от диавола.
Наконец преподобному Серафиму явилась Пресвятая Богородица и повелела ему принимать всех людей без исключения, ради спасения их душ. Тогда открылся явный для всей России источник благодатных исцелений, утешений и наставлений, потому что Бог даровал преподобному Серафиму дар исцеления, дар прозрения, дар врачевания немощных душ. Святой батюшка со всеми был светло приветлив и ласков, встречал посетителей словами: “Радость моя! Сокровище мое! Христос воскресе!” А ведь у него ежедневно бывали в келий сотни и даже тысячи людей со всей концов России.
Но особенно преподобный Серафим заботился о Дивеевской женской обители, которую ему поручила сама Царица Небесная. Однажды Она явилась ему и сказала: “Любимиче мой! Проси у меня, чего хочешь!” И батюшка умолил Владычицу, и Она обещала ему, что все, кто в обители его будут, спасутся.
Много раз преподобного Серафима посещала сама Матерь Божия. Много дивных чудес совершил он во славу Господа нашего Иисуса Христа, многих сподобился откровений и пророчеств о судьбах нашей страны и о судьбах Церкви.
Скончался батюшка, стоя на коленях в молитве со сложенными на груди руками. И ныне он молится о нас у престола Святой Троицы в Царствии Небесном. Аминь.
ЖИТИЕ СВЯТОГО ПРОРОКА,
ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ
ГОСПОДНЯ ИОАННА
Во дни Ирода, царя Иудейского, жил священник Захария и его жена Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям Господним беспорочно. Но у них не было детей, а оба уже были в летах преклонных.
Однажды, когда Захария служил в храме пред Богом, явился ему архангел Гавриил и сказал: “Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и назовешь его Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей.
После этого Елисавета, жена Захарии зачала; и в положенное время у них родился сын, которого назвали Иоанном.
И рука Господня была с ним. Он рос и укреплялся духом и был в пустынях до дня явления своего Израилю. Иоанн жил в пустыне, как на небе, — вознесшись над всеми нуждами природы. Шел путем необыкновенным, проводя все время в песнопениях и молитвах; удалившись от людской суеты, непрестанно беседовал с Богом.
Когда Иоанну Предтече исполнилось тридцать лет, он по велению Божию стал проповедовать народу иудейскому, говоря: “Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное”. Тогда многие стали приходить к нему и креститься от него в Иордане, исповедуя грехи свои. И спрашивал его народ: “Что же нам делать?” Он отвечал им- “Делитесь всем, что есть у вас; не требуйте больше того, что вам положено; никого не обижайте и не обманывайте”. И все помышляли об Иоанне, не Христос ли он? Иоанн всем отвечал: “Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем”. Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.
Тогда пришел Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?” Но Иисус сказал ему в ответ: “Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду”. Тогда Иоанн допустил Его. И когда выходил Иисус из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: “Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение”.
На другой день Иоанн, увидев Иисуса, идущего к нему, сказал: “Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира”. И свидетельствовал Иоанн, что Иисус — Сын Божий.
В то время в Галилее правил злочестивый Ирод, который совершал много беззаконий. Иоанн же смело обличал его. Тогда Ирод взял Иоанна и, связав, посадил в темницу. Оттуда Иоанн послал двух своих учеников и Иисусу просить Его: “Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?” И сказал им Иисус в ответ: “Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, и глухие слышат, мертвые воскресают, и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне”. О самом же Иоанне Господь сказал народу: “Истинно говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его”.
Ирод хотел убить Иоанна, но сперва боялся народа, потому что Иоанна почитали за пророка. Но наконец он до того обезумел в своих грехах, что послал отсечь Иоанну голову в темнице. Ученики же Иоанновы, пришедши, взяли тело его и погребли его; и возвестили об этом Иисусу.
Так Иоанн, великий между пророками, был верен Богу до смерти и получил от Господа венец вечной блаженной жизни, подавая нам собою пример, как и мы должны стараться пребывать верными Господу до последнего дня и часа жизни, чтобы наследовать нескончаемую жизнь в Царствии Небесном. Аминь.
ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛИППА,
МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО
Святой митрополит Филипп родился в Москве от богатых и знатных благочестивых родителей. С ранних лет он воспитывался в страхе Божием, а когда немного подрос, стал учиться по книгам. В учении мальчик преуспевал, обычных же детских игр чуждался. Так что в скором времени он постиг всю книжную премудрость и навык в душеполезном чтении.
Когда будущий святитель стал взрослым, он был взят на службу к молодому царю Иоанну Грозному, который полюбил святого и благоволил ему. Но когда святой достиг тридцатилетнего возраста, он по особому Божиему призванию оставил все и тайно ушел в Соловецкий монастырь.
Там он со страхом Божиим, усердием и смирением, в простоте сердца делал все, что ему приказывали: рубил дрова, копал землю на огороде, переносил камни и исполнял другие тяжелые работы. Много раз его оскорбляли и даже били, но он никогда не гневался и с радостью и смирением переносил все это, и никто не знал, кто он и откуда.
Потом Филипп ушел из монастыря в лесную пустыню и там прожил долгое время, устремив ум свой к Богу в непрестанной молитве. Затем он возвратился в монастырь и стал помощником настоятеля, а через 9 лет — настоятелем. Во время игуменства святого Филиппа Соловецкий монастырь процветал и благоукрашался, и слава о Филиппе распространилась по всей стране. Дошла она и до царя, который вызвал святого и настоял на том, чтобы Филипп стал митрополитом Московским.
То время было очень тяжелым для всей России. Царь Иоанн Васильевич Грозный, поддавшись бесовскому наваждению, допускал и сам совершал всякие беззакония, многих невинно казнил, преступления же его приближенных — опричников — невозможно исчислить. Святитель Филипп стал умолять царя прекратить неистовства опричников и обличал самого царя за его казни. Тогда царь пришел в сильный гнев на святого и стал угрожать ему муками и ссылкой. Филипп бесстрашно продолжал высказывать истину. Вскоре враги святителя набрали много лжесвидетельств против него и представили их царю. Ослепленный злобою царь поверил им и низложил святого Филиппа, его с позором выгнали из церкви и увезли в заточение, осыпая бранью и побоями. В заточении святитель прожил около года. Однажды он сказал бывшим при нем: “Вот приблизился конец моего подвига” — и причастился святых Животворящих Тайн Христа Бога нашего. А через три дня посланный от царя злодей убил святого святителя Филиппа.
Через несколько лет тело его было найдено совершенно нетленным и таковым сохранилось до наших дней благодатию Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Ему же слава вовеки. Аминь.
Содержание
Подвиги и страдания святого апостола Андрея Первозванного
Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского
Житие святого пророка Даниила и с ним святых трех отроков Анании, Азарии, и Мисаила
Страдания святого первомученика и архидиакона Стефана
Житие святителя Василия Великого
Житие преподобного Серафима Саровского
Житие святого Иоанна Предтечи
Память свт. Филиппа, митр. Московской
По горизонтали:
1. Архангел, возвестивший св. прав. Захарии о рождении сына.
2. Мать св. Иоанна Предтечи.
По вертикали:
3 Вавилонский царь.
4. Река, в водах которой принял св. крещение свт. Василий Великий
5 Страна, куда отправился сначала свт. Василий Великий.