Жития святых. Книга четвертая.

Меню

Главная
•Детская страничка
Библиотека

Фотоальбом

Православная поэзия
История г.Мурманска (фотографии, тексты)
Мастерская (Пасхальные яйца, кресты)

Новости из прессы

Из епархиальной газеты

Творчество мурманчан

Спасо-Преображенский Кафедральный собор

Церковь об ИНН и печати антихриста

Гостевая книга
Обо мне
Полезные ссылки
Последние обновления
Просят о помощи
Православные знакомства православных мурманчан (и не только)
Паломническая служба
Форум
Приватный чат
Православная баннерная сеть - Богохранимая Отчизна (120х240, 240х60)
Подписаться на рассылку сайта
Введите E-mail:
Счетчики
Каталог Православное Христианство.Ру
Коллекция.ру
PRAVOSLAVIE.INFO -
РЕЙТИНГ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ
ВЕРНОСТЬ РОССИИ
Маранафа:
Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое
Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов
Портал Murmanland.ru: Мурманский интернет-портал -Мурманская поисковая система, знакомства, каталог Мурманских сайтов, Рейтинг Мурманских сайтов, Интернет-магазин, погода, курсы валют и многое другое!
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
 
•Жития святых Рассказы для детей Стихи Воспитание Бди Детский Фотоальбом Тематические ссылки Разное

Романов-на-Мурмане. Детская страничка. Жития святых для детей. Жития святых. Книга четвертая. (Скачать архив)

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ

Содержание

Праведный ФИЛАРЕТ МИЛОСТИВЫЙ

СОРОК МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ

Преподобный ДОСИФЕЙ

 

 

СЕСТРИЧЕСТВО

ВО ИМЯ

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ

ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ

ЕЛИЗАВЕТЫ

МОСКВА 2000

Художник Михаил Иванов

Праведный

Филарет Милостивый

(Память его празднуется 1/14 декабря.)

содержание

Праведный Филарет жил в деревне Амния в Пафлагонии, в Малой Азии. Он женился на девушке по имени Феозва из родовитой и богатой семьи, и у них родилось трое детей — сын Иоанн и две дочери.

Бог благословил Филарета и во всем даровал ему изобилие: огромные стада, плодородные земли, полные закрома и множество слуг, так что он был одним из самых богатых людей в своей стране и самым добрым — подавал нищим, кормил голодных и принимал у себя в доме странников, а если кто-нибудь просил у него вола, или осла, или коня, или одежду, или пищу, то он отдавал с радостью. От такой щедрости он понемногу стал беднеть, но не изменял своему обычаю.

Настало время, когда у Филарета остался только дом да поле, а все земли, сады и огороды разделили между собой соседи: кто выпросил, а кто и просто так забрал. И стада свои он потерял — тогда на Пафлагонию напали персы и увели всю его скотину; уцелели только пара волов, конь и корова.

Как-то раз Филарет пошел на поле — работает и благодарит Бога, что по заповеди Господней в поте лица добывает свой хлеб. А в тот день у одного бедного крестьянина издох вол, на котором он пахал; скотина была чужая, и надо было отдавать ее хозяину. Крестьянин очень огорчился и подумал: “Как жаль, что Филарет обнищал! Раньше стоило только попросить, и он бы мне помог. Ну, все равно, пойду к нему — он меня хоть пожалеет”.

Услышав о несчастье, святой бросился выпрягать одного из своих волов.

— Как же ты отдаешь вола из упряжки, — удивился крестьянин, — ведь у тебя нет другого? — Есть, есть дома еще один, бери, брат,— ответил Филарет и пошел домой.

Жена встретила его у ворот и спросила:

— Где второй вол?

— Пока я отдыхал, он ушел — может, заблудился, а может, кто его увел, не знаю.

Феозва расстроилась и отправила сына на поиски. Мальчик обошел всю деревню и наконец нашел пропажу у бедного крестьянина.

— Как ты смел запрячь чужого вола? — закричал Иоанн. — Где ты его взял? Это отец потерял — отдавай сейчас же!

— Не сердись, я ничем не провинился перед вами. Твой отец, святой человек, пожалел меня и сам отдал мне его.— И крестьянин рассказал, как все было.

Смутившись, мальчик пошел домой. Феозва страшно рассердилась и долго ругала мужа, укоряя его, что он не думает о семье.

Через несколько дней подаренный вол наелся какой-то ядовитой травы и издох.

— Согрешил я перед тобой и перед твоими детьми,— сокрушался крестьянин. — Видно, не надо было мне брать твой подарок.

Филарет тут же привел второго вола и сказал:

— Бери, брат, веди его к себе. А то я уезжаю и не хочу, чтоб рабочая скотина без меня разленилась.

В скором времени Филарет отдал воину, которому надо было явиться в полк в полном боевом снаряжении, своего коня, и тогда от всего богатства остались у него только корова с теленком, осел и несколько пчелиных ульев.

Однажды к нему пришел бедный крестьянин из дальней деревни.

— Я слышал, что твои подарки приносят в дом богатство,— сказал он.— Дай и мне, как благословение, теленка из твоего стада.

Блаженный с радостью исполнил его просьбу, пожелав, чтобы Господь во всем ниспослал крестьянину изобилие, и они распрощались.

Корова, не найдя теленка, стала жалобно мычать. Узнав, что произошло, все домашние очень огорчились, а Феозва расплакалась.

— Сколько еще нам терпеть! — рыдала она.— Мало ты над семьей издевался, так теперь и скотину не пожалел, отнял теленка у матери! И кого ты осчастливил? У него теленок издохнет, а у нас корова будет реветь — всем только хуже.

Хозяин побежал за крестьянином и закричал:

— Вернись, брат! Корова наша мучается без теленка, мычит у ворот!

Тот грустно подумал: “Видно, я недостоин получить от этого праведника и малую скотинку”,— и повернул обратно.

— Брат, вот жена говорит, что я нехорошо поступил, разлучив теленка с матерью, и она права. Бери вместе с теленком и корову и ступай с миром. Господь да благословит тебя, и пусть у тебя будет такое же стадо, как раньше было у меня.

Счастливый крестьянин пошел домой. И в самом деле через несколько лет у него было огромное стадо.

Наступил голодный год. Праведник обнищал до крайности; он отправился к своему другу в дальнюю деревню, взял у него взаймы шесть мер пшеницы и довольный вернулся домой.

Когда все наелись и хозяин прилег отдохнуть с дороги, к ним постучался нищий и попросил подаяния. Филарет встал и пошел к жене, которая в это время просеивала зерно.

— Я бы хотел дать этому человеку меру пшеницы, — сказал он.

— Сперва дай нам с детьми по одной мере, да служанке одну, а если останется что-нибудь, отдавай кому хочешь,— ответила она.

— Ты забыла про мою долю! — рассмеялся Филарет.

— Зачем тебе еда? Ты ведь у нас ангел, а не человек! — рассердилась Феозва.

Он насыпал нищему две меры пшеницы. Тогда жена сказала с сердцем:

— И третью насыпай, очень уж у тебя много зерна! Филарет так и сделал, а оставшееся забрала Феозва.

Когда все было съедено, она выпросила у соседей взаймы полхлеба, сварила похлебку из лебеды и накормила детей, а мужа не стала даже звать к столу.

Услышав, что Филарет бедствует, один из старых друзей прислал ему сорок мер пшеницы и обещал прислать еще столько же, когда хлеб кончится.

Жена сразу же перестала сердиться, она кротко попросила выделить им с детьми часть. “А со своей долей делай что хочешь”, — добавила она. Святой взял себе пять мер зерна и в два дня все раздал нищим. Феозва снова стала злиться и решила есть с детьми тайком от мужа. Однажды он вошел к ним, когда они обедали, и сказал:

— Дети, накормите меня — пусть не как отца, а хоть как странника.

Они засмеялись и пустили его к столу.

Когда у Филарета из всего имущества осталось несколько пчелиных ульев, он начал кормить медом нищих, и его запасы быстро истощались. Домашние, видя, что скоро им самим нечего будет есть, опустошили последний улей. Настал день, когда он привел на пасеку нищего, открыл улей, а там ничего не оказалось. Тогда блаженный снял с себя верхнюю одежду и отдал бедняку.

— Где одежда? — спросила его жена, когда он пришел домой.

— На пасеке оставил,— ответил Филарет.

Феозва перешила ему одежду из своего платья, и так он и ходил.

В те времена в Византии правила благоверная царица Ирина с сыном Константином. Когда Константин достиг

совершеннолетия, ему стали подыскивать невесту — красивую, с добрым нравом и благородного рода. По всей стране разослали гонцов.

Дошли посланные и до пафлагонской деревни Амния. Большой, красивый дом Филарета был виден издалека, и гонцы сразу направились к нему, решив, что там живет богатый и знатный человек. Хозяин обрадовался гостям, вышел им навстречу, низко поклонился и пригласил в дом.

— Феозва,— позвал он жену,— приготовь нам хороший ужин, ведь люди пришли издалека — и какие хорошие люди!

— Откуда я вам возьму ужин? У нас ничего нет — лебеду могу сварить, и то без масла. Не помню уже, когда мы ели масло...— ответила она.

— Ты только огонь разведи и сотри пыль с парадного стола из слоновой кости, а Бог, дающий пищу всему живому, пошлет и нам праздничную еду для гостей,— сказал ей Филарет.

И правда, стоило ей развести огонь, как один за другим стали приходить соседи; они принесли хлеб и вино, баранину, телятину, кур и разные вкусные вещи.

Царь

— У моей старшей дочери есть три дочки, — сказал Филарет.— Они всегда сидят в своей комнате и не выходят к чужим. Но если вы хотите с ними познакомиться, я вас провожу.

Гонцам приглянулись смиренные и красивые девушки. Они не стали искать других невест, а выбрали старшую внучку Филарета, по имени Мария — она была высокая и больше всех подходила царскому сыну, — и вместе с родителями, дедом и со всеми родственниками повезли в Константинополь.

Царю представили на выбор десять красивых и благородных девиц, собранных со всей страны. Все они были знатнее и богаче нищей Марии, но, глядя на них, она не смущалась и не унывала, а полагалась на волю Божию и на молитвы своего деда.

Ее ввели к Константину последней, вместе с родными; все отметили красоту и скромность девушки. От смущения она раскраснелась, еще больше похорошела и так понравилась царю, что он сразу обручился с ней.

Одну сестру Марии просватали за царского придворного, другую за правителя лангобардов; а семью своей невесты Константин осыпал почестями и подарками.

Теперь жена и все домашние Филарета просили у него прощения за прошлые обиды и благодарили за то, что ради его милостыни Господь послал им такой почет и богатство.

Все обрадовались и начали хлопотать, а блаженный старец пошел по округе собирать нищих, прокаженных и калек. Собрав человек двести, он привел их к дому, оставил у ворот и спросил своих домашних:

— Дети мои, все ли у вас готово? Гости уже пришли.

Как же были изумлены жена и дети Филарета, когда вместо царя и придворных в дом вошли нищие и убогие. Многим не хватило места за столом, и им пришлось сесть на пол.

Увидев, что хозяин тоже уселся на полу и ухаживает за гостями, домашние поняли, Какого Царя он имел в виду — что это Сам Царь Небесный пришел к ним в дом.

Свою часть имения, пожалованного Константином, Филарет Милостивый продал и раздал нищим; когда царь узнал об этом, он стал давать ему на милостыню много золота, так что праведник никогда больше не нуждался в деньгах.

Он, хотя и был дедом царицы, не пожелал никакого титула, ни сана, не носил дорогой одежды и золотого пояса, а жил в смирении, исполняя заповеди Господни.

Получив извещение от Бога, что ему скоро предстоит умереть, Филарет тайно пришел в монастырь в Константинополе и там, благословив жену, детей и внуков, преставился ко Господу. О нем плакали все от царя с царицей до последнего нищего, потому что не было в той стране второго такого милостивого человека. После кончины мужа Феозва отправилась на родину и пожертвовала много денег на посстановление церквей, разрушенных персами. Она устроила монастыри, приюты для странников, больницы и богадельни, а потом вернулась к своей внучке царице Марии в Константинополь, где и скончалась с миром, и похоронили ее возле гробницы праведного Филарета.

Сорок мучеников Севастийских

(Память их празднуется 9/22 марта)

содержание

Когда в древние времена бывали гонения на христиан, языческие правители заставляли всех приносить жертвы идолам — ив первую очередь это касалось христиан-воинов.

В римском войске в полку, который стоял в армянском городе Севастия, служили сорок друзей, очень смелых и доблестных воинов и настоящих христиан; конечно, они отказались приносить жертву языческим богам.

Их посадили в тюрьму. Вечером, когда они пели псалом “Живый в помощи Вышняго”, им явился Сам Господь, укрепляя их на предстоящие страдания. Семь дней друзья провели в темнице, а потом их повели на суд.

— Чего нам бояться? — сказал товарищам воин по имени Кирион. — Бог всегда помогал нам в сражениях. Помните, какой был бой, когда все наши полки бежали, а мы остались одни посреди врагов? Как мы помолились Богу и вырвались из окружения? И ведь никто из нас даже не был ранен! А теперь с нами воюет всего один невидимый враг — сатана. Нас-то сорок, где ему победить? Помолимся от всего сердца Господу!

И они, как всегда идя в бой, запели псалом “Боже, во имя Твое спаси мя”.

На судилище правитель велел бить воинов камнями, но слуги, швыряя булыжники, попадали друг в друга. Тогда он сам прицелился в одного из мучеников — но угодил в военачальника, гонителя христиан, и разбил ему лицо.

Мучеников повели к озеру неподалеку от города и раздетых поставили на лед. Была зима, и стоял лютый мороз с ветром. На берегу нарочно затопили баню, чтобы тот, кто не вынесет пытки и отречется от Христа, мог согреться. Вечерело, и мороз усиливался. Тела христиан быстро покрывались ледяной коркой. И один не выдержал: он побежал прочь от товарищей к жарко натопленному дому. Но едва ступив на порог бани, несчастный упал замертво и растаял, как воск.

— Господи, Тебя хвалит вся тварь, огнь, град, снег, лед и дыхание бури, — пели мученики. — Услышь нас, да не потопит нас буря водная, помоги нам, Боже Спасе наш!

И внезапно их словно солнцем осветило. Свет был теплый, как летом, он растопил лед и согрел воду. Стражи на берегу спали, только один слушал, как они молились, и размышлял — почему эти люди все еще живы? Тут он увидел какой-то необыкновенный свет, льющийся с неба, — это на головы святых спускались тридцать девять сверкающих венцов.

— Почему тридцать девять? — подумал стражник.— Ведь воинов было сорок. — И понял, что сорокового венца нет, потому что один из них не выдержал испытания.

Тогда стражник сбросил с себя одежду и побежал по льду, крича:

Почему 39?

— Я тоже христианин!

Встав рядом со святыми, он взмолился:

— Господи Боже, верую в Тебя! Причти меня к их числу и сподоби пострадать с Твоими рабами, чтобы и я был достоин Тебя.

Так восполнилось число сорока мучеников. Дьявол, видя, что ему не удалось взять над ними верх, принял образ человека и громко стенал:

— Горе мне! Эти люди победили, что мне теперь делать? Сожгу их тела и брошу в воду, чтобы ничего от них не осталось!

Наутро правитель и военачальники пришли к озеру и изумились и разгневались, увидев, что христиане живы. Правитель велел молотом разбить им голени, отчего святые и предали души Богу.

Их тела привезли на берег реки и сожгли там, а кости бросили в воду. Но Господь не попустил, чтобы погибла хоть одна частица святых мощей. Через три дня сорок мучеников явились во сне Севастийскому епископу Петру и сказали:

— Вынеси нас ночью из реки.

Когда в темноте их вынимали из воды, останки мучеников сияли, как звезды, и то место, где лежала хоть самая маленькая частица, освещалось Божественным светом. Так и все страдавшие за Христа и получившие от Него венцы, сияют в мире, как светила, на спасение всем верующим в Отца и Сына и Святого Духа.

Преподобный Досифеи

(Память его празднуется 19 февраля/4 марта)

содержание

В те времена, когда в пустынях Палестины, Сирии и Египта процветали монастыри и подвизались отшельники, в одном городе жил юноша по имени Досифеи. Родителей у него не было, и он воспитывался в доме своего родственника, богатого и знатного военачальника.

Приемный отец любил его и заботился о нем, так что Досифей ни в чем не нуждался. Только он никогда не слыхал слова Божия.

Однажды слуги заговорили при нем о Иерусалиме. Досифею захотелось побывать там, и он стал просить, чтобы его отпустили в святой град. Отказа ему ни в чем не было, и вскоре юноша отправился в Палестину.

В Гефсимании он увидел изображение Страшного суда. Досифей с изумлением разглядывал грешников и геенну огненную, как вдруг заметил, что он не один — рядом стояла Женщина в багряном покрывале. Она заговорила с ним об адских муках и о грехах; Досифей, в жизни не слыхавший ничего подобного, молча внимал каждому слову.

— Госпожа, а что делать тому, кто не хочет попасть в ад? — наконец спросил он.

— Постись, не ешь мяса и часто молись,— ответила Она и стала невидима.

Досифей кинулся искать Ее, все обошел — но больше не встретил Пречистой Богородицы.

Он стал свято соблюдать полученные заповеди, так что его спутник, друг военачальника, забеспокоился, как на это посмотрят родные юноши.

А простые воины сказали Досифею:

— Так, как ты, мирские люди не живут; если хочешь поститься и молиться, иди в монастырь, там спасешься.

Досифей не знал, что такое монастырь, и ответил:

— Ведите меня, куда хотите, сам я не знаю, куда идти. Его отвели в монастырь аввы Серида. Авва позвал к себе преподобного старца Дорофея и сказал:

— Вот, отче, привели ко мне юношу. Говорят, он хочет жить в обители; боюсь, как бы не оказалось, что он убежал из дому и что-нибудь украл,— уж очень он не похож на тех, кто поступает в монастырь. Поговори с ним.

Как авва Дорофей ни расспрашивал юношу, он на все получал ответ:

— Хочу спастись.

Тогда старец сказал авве Сериду:

— Отче, прими этого юношу, ничего дурного в нем нет.

— А ты, отче Дорофей, возьми его к себе, — ответил игумен.

Преподобный Дорофей по смирению не хотел принимать ученика, но оказал послушание монастырским старцам и взял Досифея к себе.

В первый день, когда пришло время обедать, отец Дорофей сказал юноше:

— Ешь досыта, потом скажи мне, сколько ты съел.

— Отче, я съел целый хлеб и еще половину,— сказал Досифей, пообедав.

— И хватило тебе? — спросил старец. — Ты не голоден?

— Я сыт,— ответил юноша.

— Завтра раздели половину еще пополам и съешь целый хлеб с четвертью, — сказал старец.

На следующий день после обеда авва Дорофей спросил ученика: — Досифей, ты голоден?

— Немного,— ответил тот.

Через несколько дней старец снова спросил юношу, хватает ли ему еды.

— Да, отче, за твои молитвы я не чувствую голода.

— Тогда ешь хлеб и полчетвертушки,— велел авва.

И так с Божией помощью мало-помалу Досифей стал довольствоваться малым ломтем хлеба; ведь и в еде бывает привычка — кто сколько привыкнет, столько и ест.

Досифей во всем слушался своего старца и каждое его слово исполнял как приказание. В первое время юноша очень громко разговаривал, авва Дорофей однажды сказал ему в шутку:

— Ну, Досифей, тебе надо вина принести!

Ученик пошел, принес полную чашу вина и хлеб и поставил перед старцем, ожидая, что тот благословит еду и питье.

Отец Дорофей удивленно посмотрел на него и спросил:

— Чего ты хочешь, Досифей?

— Ты велел принести вина — благослови, — отвечал тот.

— Неразумный,— сказал старец,— я сказал про вино, потому что ты кричишь, как пьяный дикарь.

Досифей поклонился старцу в ноги, унес вино и с тех пор говорил тихим голосом.

Однажды он пришел к преподобному Дорофею и попросил объяснить ему одно место из Священного Писания. Старец же не хотел, чтобы Досифей входил в толкование Писаний, но считал, что ему лучше быть в смирении, и, когда ученик задал ему вопрос, он ответил:

— Не знаю.

Досифей пришел в другой раз, и снова старец сказал:

— Не знаю. Иди спроси игумена.

Ученик нимало не колеблясь направился к авве Сериду. А преподобный Дорофей успел заранее предупредить его и попросил, когда придет Досифей и начнет расспрашивать о Писании, побить юношу.

— Ничего не знаешь, так молчи! Как ты смеешь спрашивать? — ругал авва Серид Досифея.— Тебе ли разбирать Священное Писание? — И, побив его, отпустил.

Ученик смиренно принял побои и, вернувшись к старцу, показал ему на свои щеки, красные от пощечин, и сказал:

У меня и на спине есть след от удара.

Досифей был тихий и старательный. Вместе с преподобным Дорофеем он нес послушание в монастырской больнице, и больным нравилось, как он работает, потому что юноша все делал тщательно и чисто.

Но иногда случалось, что он раздражался на больных п говорил гневные слова; после этого он все бросал и, плача, уходил в кладовую. Его утешали, но он не успокаивался. Тогда братия отправлялись к старцу Дорофею.

— Отче, пойди узнай, что с Досифеем, почему он так рыдает,— говорили монахи.

Авва Дорофей шел в кладовую.

— Что с тобой? — спрашивал он.

— Прости меня, отче, я рассердился и нехорошо отвечал брату.

— И не стыдно тебе, — укорял старец ученика, — сердишься, плохо разговариваешь с братом... Разве ты не знаешь, что тем самым обижаешь Христа?

Досифей низко опускал голову и ничего не отвечал. Когда старец видел, что юноша наплакался, он тихо говорил ему:

— Господь простит тебя, вставай, с сегодняшнего дня положим начало исправлению. Будем стараться, и Бог поможет.

Получив прощение как от Самого Господа, Досифей радостно вскакивал и шел к больным.

Скоро в больнице к этому привыкли, и если Досифей плакал, то все знали, что он кого-нибудь обидел. Тогда братия сразу шли к старцу и говорили:

— Отче, иди в кладовую, там есть для тебя работа. Старец стыдил и утешал ученика, и снова тот вставал

и с верой возвращался на свое послушание.

Досифей очень хорошо перестилал постели. Когда мимо него проходил авва Дорофей, юноша говорил ему:

— Отче, мне пришло на мысль, что я хорошо стелю постели.

— Удивительное дело! — отвечал старец. — Ты неплохой слуга и отлично заправляешь постели — вот только хорошим иноком никак не станешь.

Преподобный Дорофей не позволял своему ученику привязываться к вещам. Когда Досифею нужна была но- вал одежда, старец благословлял шить ее самому, и юноша с усердием принимался за работу.

— Готово? — спрашивал старец.

— Да, отче, — отвечал Досифей. — Хорошо получилось.

— Пойди отдай брату или вон тому больному. И Досифей с радостью слушался.

Однажды из кузницы принесли хороший нож. Досифей взял его и понес показывать своему авве.

— Вот, отче, я взял для больницы, если благословишь, потому что уж очень он хорош.

— Досифей, тебе так хочется иметь этот нож? — спросил преподобный.— И не стыдно тебе, что ты будешь его рабом, а не Божиим?

Досифей стоял, опустив голову.

— Отнеси нож в больницу, положи и не прикасайся к нему,— велел старец.

Ученик так и сделал — и ни разу не прикоснулся к ножу, хотя другие больничные служители им пользовались. Никогда юноша не прекословил и не обижался на своего отца духовного, а с радостью делал все, что тот говорил.

Досифей недолго прожил в монастыре — всего пять лет: он заболел чахоткой и приближался к смерти.

Кто-то сказал ему, что чахоточным полезно есть сырые яйца. Преподобный Дорофей тоже об этом знал, но как-то позабыл. Досифей сказал своему старцу:

— Отче, я слышал об одном средстве от моей болезни. Н.” прошу тебя, дай слово, что не принесешь мне этого.

Авва Дорофей обещал ему, и юноша сказал:

— Я слышал, что при чахотке полезно есть сырые яйца, но раз ты не велел мне этого — то уже и не вели, чтобы мне не смущаться помыслами.

— Хорошо, чадо, не буду, только не печалься,— сказал старец и больше не заговаривал об этом, а давал ему другие лекарства.

Старец велел Досифею всегда молиться: “Господи Иисусе Христе, Боже мой, помилуй мя” и: “Сыне Божий, помоги мне”. Когда юноша уже сильно ослабел от болезни, старец сказал ему:

— Досифей, помни о молитве, смотри, не потеряй ее.

— Хорошо, отче, помолись за меня, — отвечал ученик. Когда Досифею стало еще хуже, старец спросил его:

— Что, Досифей; как молитва?

— Хорошо, отче, за твои молитвы.

Когда юноша уже не вставал с постели и очень мучился от болезни, он сказал:

— Прости, отче, не могу больше держать молитву.

— Тогда оставь, — сказал старец, — только помни Бога н смотри на Него, как бы Он был перед тобой.

Терпя сильные страдания, юноша послал сказать великому старцу Варсонофию, подвизавшемуся в том монастыре, что он не может больше жить и просит отпустить его.

— Терпи, чадо, уже близка милость Божия,— отвечал великий авва.

Через несколько дней Досифей послал к старцу сказать, что он уже больше не может терпеть. — Иди с миром, предстань пред Святой Троицей и молись за нас, — ответил старец.

Услышав ответ Варсонофия, братия удивлялись и негодовали.

— Что он такого сделал,— говорили они,— за что ему такая слава?

В том монастыре было много постников и старцев, подвизавшихся в молитве и посте. Но никто не видел, чтобы Досифей усиленно постился или больше других молился — он и в церковь приходил только к поздней службе, и, случалось, доедал остатки больничного обеда.

Через несколько дней после кончины Досифея в монастырь пришел один великий подвижник. Он молился, чтобы Господь открыл ему загробную участь почивших в той обители братии. Господь показал ему всех отцов стоящими в светлом месте, и посреди них радовался юноша.

Кто этот юный инок? — спросил старец братию. Те недоумевали, но, когда он описал его, все поняли, что это был Досифей, и дивились, что в столь краткое время он пришел в меру святых — за святое послушание.

содержание

 

 

Сайт управляется системой uCoz