ГРЕХ ПРОТИВ СЕМЬИ.
Часто сегодня можно услышать, что мы живем в эпоху новой морали, потому что на наших глазах исчезают понятия о совести, чести, стыде, верности, любви. А то что, в христианстве называется грехом и преступлением, теперь - естественная норма жизни, так называемая “реализация прав человека”. Черное становится белым, а белое - черным. Искажаются понятия о браке, семье, об обязанностях родителей, супругов, детей. Меняется сознание человека. “Свобода” - всепобеждающее учение XXI века. Это та самая свобода, когда человек хочет, чтобы Бог ему не мешал, чтобы Бога можно было изгнать из своей жизни. Суть этой мнимой свободы в том, что человек не должен иметь никаких нравственных или религиозных ограничений. На самом деле это самое дикое рабство, когда человек оказывается пленником у своих грехов, страстей, пороков. Мы, христиане, знаем, что истинная свобода - это свобода от греха, это предание себя в рабство Богу, которое является “благим игом и легким бременем”.
Противостоять злу, которое окружает нас в мире сегодня, той грязи, нечистоте, которая распространяется в нем, - вот задача христиан третьего тысячелетия. На наших глазах исполняется пророчество преподобного Антония Великого о том, что придет бремя, когда скажут: “Ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участие в общем безумии, но мы заставим тебя быть как все”.
Многие из нас ощущают себя в глазах окружающего миира безумными. Но еще тяжелее становится оттого, что безумным тебя считают христиане, люди, которые считают себя верующими и вроде бы хотят спасаться.
Появились даже в церковной среде грехи, которые мало кто грехом считает и в которых почти никто не кается.
Можно всю жизнь ходить в храм Божий, знать хорошо свою веру и ревновать о вере, а в жизни служить своим страстям в соответствии с богоборческими принципами жизни, одеваться в срамные одежды греха и порока.
В этих условиях с особой тревогой, приобретая новое духовное содержание, звучат наши церковные праздники. 22 декабря по новому стилю Церковь празднует Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. Есть и другой праздник, предметом которого стало зарождение новой жизни, - Зачатие Иоанна Предтечи в утробе праведной Елизаветы (6 октября по новому стилю). Действительно, это - праздники. Человек еще не родился, но мы знаем, что он уже есть. Иоаким и Анна, Захария и Елизавета — святые, праведные люди, но не имели детей и дожили до глубокой старости. У еврейского народа, как и у всех народов Земли, бездетность или малочадие воспринимались как наказание, а многочадие всегда считалось благословением Божиим. Мать пророка Самуила пророчица Анна (память ее тоже празднуется 22 декабри) также почитала свое бесплодие несчастном и очень скорбела, пламенно молилась Богу о разрешении бесчадия.
Ныне времена изменились: если раньше люди молились о даровании чад, то теперь большинство супругов думает о том, как бы жене не забеременеть. Никогда, наверное, человечество не знало такой Самоубийственной морали, такого взгляда на деторождение, который господствует сейчас в мире. Святой пророк Давид говорит: “Вот наследие от Господа дети; награда от Него - плод чрева” (Пс. 126” 3). К сожалению, многими сегодня дети воспринимаются не как дар Божий, а как обуза, помеха в достижении земного благополучия, карьеры - одним словом, удобств жизни сей.
Господь, создав человека, благословил первую семью: “Плодитесь и размножайтесь, и населяйте землю, и обладайте ею” (Быт. 1,28). Вот первая заповедь, данная Богом человеку. Но диавол, “человекоубийца от начала” (Ин. 8,44), делает свое дело: все усилия он направил к тому, чтобы уничтожить человечество, чтобы люди не рождались вовсе.
Такое понятие, как многодетность, в наше время кажется несвоевременным и несовременным. Для “нормальной” семьи сегодня считается в порядке вещей иметь одного-двух детей. Помните, в 80-егоды прошлого века звучала песня: “У меня сестренки нет, у меня братишки нет... скоро мода на детей совсем пройдет”? Это мы и наблюдаем сейчас. Чаще всего разговор заходит о социальных трудностях. Фарисейски “казанные слова: “Зачем плодить нищету?” - стали афоризмом среди тех, кто научился бесовским образом “планировать” семью. Но самом деле, как показали опросы, только 10% семей отказывается от рождения детей в связи с материальными трудностями. А что, нашим предкам жилось лучше, чем нам? Разве лучше нас жилось священникам, из долю которых выпали годы гонений на Церковь, когда в любой момент могли арестовать, расстрелять, лишить прихода и имущества, крыши над головой?
В нашем храме служили такие исповедники, которые во всем были верны Богу и которых Бог не оставил: протоиерей Владимир Жохов (+ 1988) воспитал пять детей, протоиерей Сергий Кузнецов (+ 1971) вырастил восемь детей, протоиерей Владимир Обнорский (+ 1958) -тоже восемь детей, иерей Димитрий Афанасьев (+ 1952) поставил на ноги двенадцать детей. Человек, который живет по воле Божией, может быть всегда спокойным. Псалмопевец Давид говорит: “Я был молод и состарился, но не видел праведника оставленным и потомков его, просящих хлеба” (Пс. 36,25). “Дает Бог детей - дает и на детей”, - говорят верующие люди.
Нескромно писать о своей семье, но в качестве примера хочется вспомнить своих благочестивых прадедов: Федот Федоров - отец 18 детей (бабушка была восемнадцатым ребенком), Петр Стрелков - отец 12 детей Сейчас нам это кажется нереальным; а кто-то сочтет такое многочадие за отсталость. На самом же деле это показатель предания себя в волю Божию. Прежде такое отношение к деторождению, которое наблюдается у большинства сейчас, считалось чудовищным грехом В Библии упоминается некий Онан, которого Господь покарал смертью за такое “планирование”. “Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил его” (Быт. 18,10). Несомненно, это прообраз смерти духовной. В древности закон наказывал за этот грех смертью.
Безнравственность абортов еще можно как-то объяснить людям, но трудно заставить задуматься о таком кощунственном понятии, как “планирование семьи”.
Вот именно здесь человек вторгается в запретную для него область Божественного Промысла, пытается изуродовать естественный, Богом установленный порядок - близость - зачатие - ребенок. И из этой цепи люди хотят вырвать только первое - близость, а от остального избавиться любыми путями. Этот грех особенно опасен тем, что он почти никем не считается грехом, но это грех, который сильно уродует и отдельных супругов, и семью в целом
Во все времена Церковь говорила о том, что предохранение от беременности - это тяжкий грех. Откроем Требник - книгу, в которой содержится чинопоследование Таинства Исповеди. Святые отцы повелевают духовникам на Исповеди спрашивать жен не только о том, не извергали ли они плода, но и о том, не препятствовали ли жены зарождению новой жизни. И если выясняется, что женщина ела что-нибудь и отравила ложесна (утроба, матка - церковнослав.) свои и потому детей не рожает, то запрещается как убийца. Здесь речь идет не только об уничтожении уже зачавшейся жизни, но и о предотвращении зачатия. Известно, что убийцам Церковь устанавливает епитимью - от 5 до 20 лет отлучение от причащения Святых Христовых Тайн. И эти правила пока еще никто не отменял. Другое дело, что не все в наше время могут понести такую епитимию в силу сроей духовной и телесной расслабленности, вследствие отсутствия у большинства силы воли, способной противостоять такому гнусному греху.
Оказывается, в древности Церковь волновали эти вопросы и обсуждались они даже на Вселенских соборах. Например, 91 правило VI Вселенского Собора гласит: “Жен, дающих врачества, производящие недоношение плода во чреве и приемлющих отравы, плод умерщвляющие, подвергаем епитимий человекоубийцы”.
Святитель Василий Великий еще более конкретно отвечает на этот вопрос: “Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различия плода образовавшегося или не образованного у нас нет” (правило 2). Далее он же продолжает: “...дающие врачество для извержения зачатого в утробе - суть убийца, равно и приемлющие детоубийственные отравы” (правило 8).
К сожалению, в наше время СМИ, рекламирующие так называемые противозачаточные средства, фармацевты, изготавливающие эти средства, и практикующие врачи скрывают их действие. Большинство этих средств (прежде всего гормональные препараты и внутриматочнов спирали) не имеют прямого отношения к зачатию, а рассчитаны на убийство уже живого эмбриона.
Согласно учению Церкви (это мнение поддерживается и многими светскими учеными), человек наделяется бессмертной душой в сам момент зачатия. Даже самая первая клетка человеческого зародыша - зигота - является неповторимой личностью и содержит всю информацию о человеке: его пол, рост, цвет волос, черты лица, строение всех белков, группу крови, способности.
Поэтому никакой разницы нет: что убить зародыш, что маленького ребенка, что взрослого - убийство остается убийством. Но ни один врач в женской консультации, больнице или роддоме не скажет женщине, что и спираль, и гормональные таблетки - это мини-аборт, то есть убийство. Мы живем в такое время, когда медицина, задачи которой - бороться за жизнь, стала смертоносной. Правду можно услышать только от православных врачей. Слава Богу, они есть. Одна из книг, где собраны мнения православных врачей по вопросам контрацепции, называется “Церковь и медицина на пороге третьего тысячелетия” (Минск, 1999).
Православные врачи много говорят о причинах того, почему в женских консультациях советуют женщинам прибегать к помощи вышеуказанных средств: от их реализации фармацевтическая промышленность получает наибольшую прибыль.
Таким образом, между абортом и противозачаточными средствами нет никакой разницы. Более того, противозачаточные средства убивают намного большее число жизней, чем аборт. Это еще более ухищренное дьявольское изобретение, чем аборт: женщины, которые делали аборты, приходят на Исповедь, каются, называют число загубленных младенцев, оплакивают эти грехи, а те, которые не делали абортов, но предохраняются, чаще всего говорят так: “Какие у меня грехи? Абортов не делала и т. д. - одним словом, вот такая я хорошая”. “Дорогая моя, - хочется порой сказать, - да если ты предохраняешься, то вполне возможно, что внутри себя не один десяток жизней загубила, только не хочешь этого осознать и понять. И даже не подозреваешь о том, что ты убийца”
Гражданский суд за убийство строго наказывает, изолирует убийцу от общества, сажает в тюрьму или лишает жизни, но если человеческий закон за убийство карает так строго, то каков будет Суд Божий, который постигнет нераскаянных детоубийц. В день Страшного Суда все дети, убитые в материнской утробе, предстанут перед родителями, и родители должны будут, дать ответ.
Архимандрит Рафаил (Карелин) в своей книге “В аду на земле” (Москва, 2001) пишет страшные, но вполне реальные вещи, вторые могут иметь место в нашей жизни: “Во время Исповеди и Причастия в лоне матери может погибатъ мучительной смертью убиваемый противозачаточными средствами ее ребенок. Причастие во время убийства - это страшный парадокс нашей современной духовной жизни!” Почему это возможно? Потому что при использовании спирали и гормональных таблеток ребенок (да, именно ребенок, так как на любой стадии развития плод - это человек, образ и подобие Божие) может жить в утробе женщины до девяти дней, а затем, лишенный своей жизненной среды, необходимой для развития, погибает от голода.
Конечно, многие женщины, пользуясь указанными контрацептивами, не знали, что они убивали детей, потому что им об этом никто не сказал. Но убийство, даже невольное, все равно остается убийством. Страшно убить человека, еще страшнее убить невинного ребенка. Страшно жить в окружении убийц, которые запланировали убийство самых беззащитных - своих детей. Человек, совершивший такое злодеяние, способен на любую подлость. В чем же причина того, что люди отказываются от рождения детей? Ведь Церковь во все времена учила, что надо предохраняться от греха, а не от деторождения. В Таинстве Венчания Церковь молится прежде всего о том, чтобы Господь даровал вступающим в брак “семя долгожизненное”, “о чадех благодать”, “плод чрева”, “доброчадие”. У святителя Иоанна Златоуста есть замечательные слова: “Рождение детей сделалось величайшим утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то человеколюбивый Бог, чтобы сразу смягчить наказание прародителей и ослабить страх смерти, даровал рождение детей, являя в нем… образ Воскресения”.
Люди, которые пытаются оправдать контрацепцию, чаще всего ссылаются на материальные трудности, неустроенность быта: “Как выжить с целым домом детей? Куда пристроить? Как дать им хорошее образование? Мы живем на одну зарплату. Зачем плодить нищету?” Но жизнь показывает другое. Разве много среди состоятельных семей многодетных? Нет. Как раз многодетными обычно бывают бедные семьи.
В наше время студенты часто создают семьи, но эти семьи обычно бездетные. “Пока не выучимся, детей заводить не будем”, - обычно говорят молодью. “Заводить детей” - как это кощунственно звучит, словно ребенок - это животное, ведь обычно заводят кошку или собаку. Священное Писание говорит: “Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрой и дом твой” (Притч. 24,27) Другими словами, получи образование, устройся на работу, а потом создавай семью твою.
Поэтому если ты не в состоянии содержать семью, если ты в нравственном отношении не стал личностью, ты не можешь быть главой семьи. Не случайно старцы нашего времени - и русские, и афонские -не советуют студентам вступать в брак, потому что если цель брака только наслаждение без рождения детей, то, хотя бы такой брак и был освящен Церковью, все равно этот брак беззаконный, несправедливый и неимеющий логики. Еще один аргумент в защиту контрацепции, который мне довелось услышать от одной женщины, звучит так: “Что я, свиноматка, чтобы каждый год рожать?” Но, во-первых, если сравнивать свиней и людей в отношении к деторождению, то свиньи оказываются более “нравственными” (они живут по Законам природы, по законам, установленным Творцом), а человек упал “горее скота”, как сказано в покаянном каноне.
Во-вторых, кто сказал, что женщина будет рожать каждый год? Ведь деторождение - это тоже талант, то есть дар Божий. В молитвах при совершении Таинства Брака как образец вспоминаются ветхозаветные праведники. И мы видим, что Господь им дал не одинаковое количество детей: Аврааму - одно чадо, Исааку - двух, Иакову - двенадцать, Лии - десять детей, Рахили - двух. А кому-то ни одного. Если зачатие зависит только от супругов, то почему же тогда не все люди могут иметь детей? Нет, все “зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего” (Рим. 9, 16).
Как священник лишь орудие в руках Творца при совершении Таинств (совершителем является Сам Господь), так же и супруги являются лишь орудием, лишь соучастниками в творческом акте Создателя по зарождению новой жизни. Ведь быть или не быть зачатию - решает Господь, это всецело находится в Его власти, и похищать эту власть человек не имеет права.
Одна знакомая учительница рассказывала мне, что у ее деда было восемь детей. И когда однажды между детьми был перерыв почти четыре года, то дед нервничал и беспокоился: “Значит, нет благоволения Божиего к нашей семье, значит, мы чем-то прогневали Бога”. Вот так люди раньше относились к деторождению, помня о том, что появление еще одного чада умножает умножает благодать Божию в семье. Господь Сам решает, кому сколько детей и в какое время дать, потому вторгаться в область Божественного Промысла кощунственно и грешно. Апостол Павел пишет о том, что чадородие - это путь спасения для супругов в семье. Жена “спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием” (1 Тим. 2, 15).
И последний аргумент, который выдвигают защитники контрацепции: “Мне нельзя рожать”.
Есть люди, которым в связи с какими-то заболеваниями нельзя употреблять алкоголь, жирную, острую, соленую пищу. Что они делают, чтобы не вредить своему организму? Воздерживаются от этой пищи. Так же и в супружеских отношениях: если супруги не могут иметь детей, то они должны воздерживаться. Предвижу бурю негодования и со стороны священнослужителей, и со стороны мирян: “Как же так? Да это невозможно!”
Страстный человек всегда будет искать оправдания своей страсти, будет доказывать свою правоту, не прислушиваясь к голосу совести, к голосу Церкви и других людей. Чревоугодник оправдывает невозможность обходиться без скоромной пищи в пост своими немощами, болезнями; раздражительный человек свою гневливость объясняет особенностями своего характера или причину видит в окружающих людях; сребролюбец - нехваткой средств, малым достатком; курильщик или алкоголик - сложными обстоятельствами жизни, непониманием окружающих; ленивый нехождение в церковь оправдывает занятостью, плохой погодой или отдаленностью храма. Точно так же и человек, одержимый блудной страстью, вместо того, чтобы бороться с ней, будет оправдывать противозачаточные средства невозможностью рожать, отсутствием материальных средств, плохими жилищными условиями - всем чем угодно.
Именно использование противозачаточных средств способствует развитию в человеке блудной страсти: “наслаждайся и ни о чём не думай”. Но разве смысл нашего земного существования в том, чтобы давать свободу своим страстям? Разве цель брака состоит только, в том, чтобы удовлетворить блудную страсть? Если кто-то создаёт семью, руководствуясь этими мотивами, то он глубоко ошибается и этот брак обречён на распад. Да, одна из целей брака - обуздать блудную страсть. Святой апостол Павел пишет: “...во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа” (1 Кор. 7, 2). Тот же апостол далее говорит: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве только на время для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим”. (1 Кор. 7, 5).
Уподобляя брак союзу Христа и Церкви, апостол Павел имеет в виду союз прежде всего духовный, отсюда главная цель брака - вечное спасение души мужа и жены при взаимной помощи, а также рождении и воспитании детей, как истинных христиан. Святитель Иоанн Златоуст определяет существо брака как “глубочайшее духовно-нравственное единение мужа и жены”. Далее Златоуст призывает супругов “всё лучшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависимость от духовно-нравственной”. Именно тогда брачный союз будет уподобляться таинственному союзу Иисуса Христа с Церковью.
Если бы люди думали о спасении при вступлении в брак, то не стояла бы проблема абортов и контрацепции. Спасение всегда связано с крестоношением, с жертвенной любовью к Богу и ближнему.
Да, действительно бывают ситуации, когда женщине нельзя иметь детей. Если девушка узнала об этом до брака и не поставила в известность своего супруга, то она совершила преступление. Если это обнаружилось в браке, супруги должны воспринять это как возложенный от Господа крест, ведущий ко спасению. И не жить по плоти. Это будет честно.
Чаще всего против такого образа жизни восстают мужчины: “Как же так? Я же мужчина!” Если ты действительно мужчина, а не тряпка, то научись держать себя в руках, имей власть над собой, воспитывай в себе силу воли. Если ты и в самом деле хочешь спасения и любишь свою жену, то имей к ней снисхождение, как к “немощному сосуду”, потому что настоящая любовь “долготерпит, милосердствует... не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит” (1 Кор. 13, 4-7).
Да, это сложно, но кто сказал, что спасаться легко? “Душу спасти - не лапоть сплести”, - гласит русская пословица. Святой апостол Павел, аскет и глубокий психолог, предупреждает, что в браке супругов ожидают “скорби по плоти” (1 Кор. 7, 28). Ограничения в супружеских отношениях вследствие жизненных трудностей или болезней супруга и относятся к таким скорбям. Христиане должны помнить об этом, вступая в брак, не хитрить, не искать лазейку для удовлетворения своих страстей (предохранение от беременности), а должны “носить бремена друг друга” и таким образом исполнять закон Христов: “тяготы друг друга носите, да тако исполните закон Христов” (Гал. б, 2).
В последнее время ко мне часто обращаются молодые люди, желающие вступить в брак, молодожёны тоже спрашивают, как строить свои отношения. “Любовь ли это?” - часто слышишь такой вопрос. Отвечаю девушкам-христианкам: “Спросите своего жениха, будет ли он с Вами жить, если Вы не сможете рожать и вам придётся жить как брату с сестрой, в полном воздержании. Если он ответит: “Нет, это невозможно”, если он будет говорить вам о контрацепции или об аборте как возможном решении проблемы, бегите от такого человека (это потенциальный убийца): он Вас не любит и не будет любить детей. Ваше спасение будет под угрозой.
В заключение скажу, что любые противозачаточные средства и механического, и химического характера являются, по существу, извращением природы и богоустановленных законов супружества. Это своего же самооскопление (пусть даже на какое-то время).
И в отношении таких самооскопляющихся непреложно действуют Апостольские правила 21, 22, 23, называющие таковых “врагами Божия создания”, “наветниками своей жизни”, “злоухищрающихся против твари”, “предосуждающих творческому действию”. И главными причинами, побуждающими людей к таким богопротивным действиям, является неверие, неупование на Промысел Божий, эгоизм (ведь за детьми надо стирать, убирать, вставать к ним по ночам), нежелание идти “узкими вратами” ради спасения своей бессмертной души.
А потому те супруги, которые предпринимают хоть какие-то противоестественные средства к тому, чтобы не рождались дети (а большинство из этих средств является смертоносными для уже образовавшегося эмбриона), пусть знают, что они пребывают в нераскаянном грехе, должны покаяться и жить не по своей злой воле и не по дьявольской воле, а по воле Божией. Не надо изгонять Господа из своих семей, как был изгнан Богомладенец Христос из Вифлеема - давайте пригласим Господа в свой дом, дабы достичь спасения! Будем помнить, что, где предохраняются от беременности, там Бог сознательно изгоняется из семьи. Такие люди могут ходить в храм Божий, участвовать Таинствах Церкви, даже выполнять церковные послушания, но Таинства эти послужат не ко спасению, а “в суд и во осуждение”.
Что значит покаяться? Значит изменить своё сознание и иметь намерение не грешить. Если человек пришёл на исповедь, но говорит, что он грешил и будет грешить, то здесь покаяния нет, и священник имеет право не накладывать епитрахиль, не читать разрешительную молитву, не допускать до Причащения. Если нет намерения оставить грех - нет и покаяния. Нельзя играть своим спасением! Апостол Павел предостерегает: “Страшно впасть в руки Бога Живаго” (Евр. 10, 31).
Трудно и мучительно вскрыть в себе духовную скверну и извлечь её из своей души; это так же больно, как удалить какую-нибудь опухоль или гнойник из тела; но если мы переделаем этого, мы: лишим себя спасения. Поэтому надо честно себе сказать: “Да, я убийца, угождая своим страстям, противозачаточными средствами или спиралью я загубила множество невинных душ в своей утробе, даже не знаю сколько. Господи, прости меня, что я противилась Твоему Всеблагому Промыслу и, может быть, не дала возможности родиться мировому гению, учёному, художнику, музыканту, может быть, священнику, архиерею или угоднику Твоему”. Каяться должны не только женщины, но и мужчины, ведь часто они заставляют женщин предохраняться или делать аборт.
Этот остаток жизни, который Господь даровал для покаяния, надо провести “во всяком благочестии и чистоте”. Сказано: “Милостыня очистит грёхи” (Сир. 3, 30). Поэтому тот, кто лишил себя возможности ухаживать за собственными детьми, пусть жертвует в детские дома, приюты, в детские колонии, может быть, кто-то возьмёт на воспитание ребёнка из детского дома и таким образом загладит свои грехи.
Если мы именуем себя православными христианами, то мы должны понять и прочувствовать грозящую нам опасность духовного одичания, когда постепенно человечество теряет образ и подобие Божие. Если мы не остановим этот процесс богоотступничества и утраты веры в своих семьях, то можем подвергнуться ещё здесь, в земной жизни, таким испытаниям, о которых мы никогда и не слышали. Этому нас учит история Церкви и нашего Отечества.
Иерей Василий Вольский.