История собора | Фотоальбом | Акафист нерукотворному образу Господа нашего Иисуса Христа | Молитвы для общенародного пения | Расписание богослужений | Новости из прессы | Реквизиты | Наш хор | Оставь запись в гостевую книгу |
Романов-на-Мурмане. Спасо-Преображенский кафедральный собор. Фотоальбом. На службах
Около храма |
Все славянские народы с благодарностью почитают святых Кирилла и Мефодия как своих просветителей и создателей азбуки
Ежегодно 24 мая мы вспоминаем о том, как в 863 г. ученые братья из Солуни с просветительской миссией пришли в Великую Моравию. Почему мы до сих пор празднуем это событие, хотя прошло с того времени более тысячи лет?
Святые Кирилл и Мефодий не просто перевели на родной язык славян Священные и богослужебные книги. Они не только способствовали распространению света Христова учения среди наших предков и возникновению литургии, но положили начало великой славянской культуры, которая сегодня по праву считается драгоценной духовной жемчужиной современной Европы.
По православному учению, проповедь Евангелия должна быть словом любви, а не невнятным бряцанием кимвала. Только в этом случае новообращенные народы свое "Аминь, да будет" Славе Божией. Святые братья обращали народы к Богу через воспитание нравов и через воспитание разума. Они стремились не к созданию интеллектуальной элиты, а к тому, чтобы славяне воистину стали чадами Божиими. Их переводы послужили лишь средством, с помощью которого сама Божия Премудрость совершила своё дело в сердцах новообращенных народов.
Для современных русских людей, празднующих Дни славянской письменности и культуры, особенно важно сегодня осознавать, что культура, которую принесли с собой Кирилл и Мефодий, была по преимуществу культурой литургического типа. Недаром православное богослужение исполнено красоты той самой Премудрости Божией, которая посетила Константина-Кирилла в отроческом сне: прекрасны её тексты, музыка, иконы и фрески. Русская культура выросла из православного богослужения и её невозможно понять вне связи с ним.
Благодаря просветительской миссии солунских братьев Евангелие Христово стало закваской целой культуры. Семя, зароненное учителями славян, росло медленно, постепенно. Оно встречало сопротивление и не избежало смертной участи, уготованной всякому семени, которое падает в землю. И всё-таки вчера оно взошло, а значит, завтра принесёт богатые плоды.
В одной славянской рукописи мы читаем: “Да возглаголем притчу великомудрую, Притчу, подобную семени, Вожделевающую расти Божиим ростом, Ибо где есть истинной веры сеятель, Там семена её падают на людские, Вожделевая дождя букв Божественных, Дабы плод Божий возрос наипаче”.
Православная газета Мурманской и Мончегорской епархии № 5, май 2006 год
Памятник великим просветителям славян - равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию органично вписался в окружающий ландшафт уютного сквера на улице Софьи Перовской перед областной научно-технической библиотекой.
Братья-просветители жили больше тысячи лет назад, в IX веке. Родились они в византийском городе Салоники, называвшемся тогда Солунь, в богатой семье местного военачальника-грека. В Солуне жило тогда немало славян, и молодые люди, подобно большинству горожан, говорили на их языке. Старший брат вошел в историю под монашеским именем Мефодий (815-885). Мирское же его имя оказалось утраченным. В молодые годы Мефодий занимался военным делом, но затем ушел в монастырь. Младшего звали Кирилл (826 или 827-869). Назвали его так за 50 дней до смерти при пострижении в схиму. В миру звался он Константином. Уже в юности проявил Кирилл выдающиеся способности, был приглашен к императорскому двору, изучал античную философию и литературу, риторику, математику, астрономию, музыку. Но главной его целью было служение Богу. Кирилл принял духовный сан, стал библиотекарем Константинопольского патриарха, преподавал богословие. Блестяще образованного, проникнутого религиозным энтузиазмом молодого священника император и патриарх направили с ответственными миссионерскими поручениями. Одно из таких путешествий совершил он вместе со старшим братом в 858 году в Хазарию, где, вероятно, вел проповедь и среди восточных славян.
По возвращении в Византию Кирилл и приступил к осуществлению своего предназначения - принести слово Господа в славянский мир. В тиши монастырской кельи на основе греческого алфавита создал он славянскую азбуку и начал перевод на древнеболгарский язык Священного Писания. В 863 году Кирилл и Мефодий отправились в Моравию, западнославянскую область, где усиливалось немецкое влияние и активно распространялось христианство латинского образца.
В те времена христианская церковь формально была единой, но грядущий раскол на западную-католическую и восточную-православную становился все более очевиден. На Западе папа римский требовал подчинения престолу Святого Петра всех христиан, а богослужение шло на непонятном народу латинском языке. Кирилл и Мефодий пробыли в Моравии свыше трех лет. Они обращали в Христову веру славян-язычников, обучали их грамоте и переводили на родной для неофитов язык священные книги. Деятельность первоучителей вызывала ненависть немецких священнослужителей и феодалов, рассматривавших славянские земли в качестве своей собственности. Чуть позже в силу различных обстоятельств братья оказались в Риме. Здесь Кирилл умер, напутствуя брата: "Мы с тобой, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не вздумай оставлять трудов учительства". И Мефодий, вернувшись в Моравию, продолжил пастырскую деятельность. До самой смерти он распространял веру и грамотность не только среди моравов, но также и среди других западнославянских народов - чехов и поляков. К несчастью, затем эти области попали под полное господство римско-католической церкви.
Однако добрые семена, посеянные Кириллом и Мефодием, дали обильные всходы. Их ученики, изгнанные из Моравии, продолжили святое дело в Болгарии и других южнославянских землях. Несколько позже вера Христова на славянском языке пришла и на Русь. Подвижническая деятельность Кирилла и Мефодия была высоко оценена. Братья причислены к лику святых и православной, и католической церквами.
Памятник славянским просветителям в Мурманске стал результатом активной деятельности местных литераторов. 24 мая 1986 года по инициативе заполярных писателей, в первую очередь Виталия Маслова, в нашем городе впервые в СССР торжественно отмечали День славянской письменности и культуры, вскоре объявленный государственным праздником. А в 1988 году, когда В. С. Маслов находился в Болгарии, возникла идея подарить нашему городу памятник Кириллу и Мефодию. Мурманский монумент - авторская копия знаменитой работы известного болгарского скульптора Владимира Гиновски. Оригинал установили в 1975 году перед зданием Народной библиотеки в Софии по случаю 1100-летия создания славянской письменности. Несколько позже две другие отливки скульптурной композиции поставили в болгарском городе Благоевград и Риме. А четвертая, и последняя, копия отправилась на российский Север, хотя Москва, Киев и Минск неожиданно предъявили на нее свои претензии. К счастью, напрасно. В День независимости Болгарии, 3 марта 1990 года, Святейший Патриарх Болгарский Максим в присутствии советских и болгарских официальных лиц освятил монумент, и был подписан акт о его передаче представителям Мурманска, также прибывшим на церемонию. В документе сказано: "Государственно-общественная организация "13 веков Болгарии" от имени всего болгарского народа дарит копию памятника святым Мефодию и Кириллу городу Мурманску, где в 1986 году впервые в Советском Союзе был отмечен День славянской письменности". В качестве ответного дара для музея камня в Софии наши земляки доставили многотонную глыбу апатита.
Почти пять тысяч километров предстояло проделать трейлеру, везшему шестиметровый памятник равноапостольным просветителям из болгарской столицы через Варну, Одессу, Киев, Минск, Новгород и Петрозаводск в Заполярье. Черное море пересекли на пароме. 22 мая 1990 года в сквере перед зданием областной научной библиотеки в Мурманске прошло торжественное и красочное открытие памятника.
Скульптуры просветителей просты, естественны, но в то же время и величественны. Автор создал ярко индивидуализированные образы, хотя реальных изображений первоучителей до нас не дошло. Тонкое одухотворенное лицо более молодого святого Кирилла полно задумчивости. В руке создатель славянской письменности держит перо, как бы готовясь начертать открытые им письмена. Святой Мефодий, напротив, умудрен годами, трудами и благочестивыми размышлениями, но полон сил и энергии. Как свидетельство его неустанной пастырской деятельности - Священное Писание, бережно прижимаемое к груди. Братья, облаченные в широкие монашеские одеяния, поддерживают свиток, на котором выведены первые буквы славянского алфавита: "Аз" и "Буки". Бронзовые статуи, символизирующие собой неугасимые свечи, установлены на невысоком бетонном постаменте, который, в свою очередь, поставлен на мощное основание из 12 гранитных плит. Пространство перед памятником замощено фрагментами пиленого камня. В комплекс входит и обрамление сквера, выполненное из блоков серого гранита. Летом сквер радует глаз обилием зелени и цветов.
К сожалению, памятник так и не удалось окончательно обустроить. Постамент, например, предполагалось выполнить из цельного шлифованного каменного монолита, на котором должны были выбить два орнаментированных пояса из букв глаголицы - первого варианта славянской азбуки и кириллицы, лежащей в основе современного русского алфавита. В едином художественном стиле намечалось решить оформление пространства перед скульптурной группой. Но бурные события начала 90-х, помноженные на вечное безденежье городской казны, так и не дали этим планам осуществиться. А временное, ставшее постоянным бетонное основание монумента постепенно разрушается. "Святые равноапостольные Мефодие и Кирилле, молите Бога о нас", - говорят болгары. Давайте и мы тихо попросим у первоучителей заступничества перед Всевышним.
Н. КОВАЛЕНКО («Вечерний Мурманск»).
Россия, Русь! Храни себя, храни! - о том, как проходил Славянский Ход -2006 - Мурманск - Москва (впрочем, решил эти же заметки поместить ниже фотографий)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Славянский Ход - 2006
С 24 апреля по 9 мая 2006 г. проходил Славянский ход: от памятников свв.Кириллу и Мефодию в Мурманске к памятнику славянским просветителям в Москве проследовал автобус со словами поэта Николая Рубцова на борту:
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Серьезной духовно-культурной акцией решила отметить Мурманская писательская организация совместно с Мурманской и Мончегорской епархией 20-летие возрождения празднования в России Дня славянской письменности и культуры.
У истоков Славянского хода как формы единения всех, кто ратует за духовное и культурное возрождение России, стоял мурманский писатель Виталий Семенович Маслов, инициатор возрождения самого праздника славянской письменности и культуры,
Именно его трудами в 1997 г. состоялся первый Славянский ход “Мурман - Черногория” через все славянские столицы в Сербию для оказания духовной поддержки сербским православным братьям.
К концу своей яркой жизни В. С Маслов сам стал воцерковленным человеком и очень желал привести к Церкви своих собратьев по “писательскому цеху”.
В Славянском ходе-2006 все его участники не только несли идею единения творческой интеллигенции в лоне Православной Церкви, но и сделали шаг к своему воцерковлению, исповедуясь и причащаясь, участвуя в молебнах и литиях, посещая святые места и поклоняясь великим святыням.
Идея проведения такой акции родилась у писателя из Ревды Надежды Большаковой в ходе встречи мурманских писателей и поэтов с правящим архиереем владыкой Симоном, которая состоялась в начале этого года. Для Мурманской писательской организации было важно отметить юбилейные даты писателей, которые были связаны с Севером: это 70-летие писателя Бориса Романова и поэта Николая Рубцова.
Владыке Симону идея понравилась, и он принял деятельное участие в ее осуществлении. Надежда Большакова взяла на себя подготовку стала руководителем Славянского хода-2006.
Акция состоялась также благодаря активной поддержке, в том числе и финансовой, со стороны группы депутатов Мурманской областной Думы во главе с В. Калайдой который возглавил оргкомитет по подготовке Хода.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II тепло приветствовал эту идею и выразил готовность в Москве встретиться с участникам Славянского хода. Это придало Ходу еще большую значимость
И вот волнующее начало, второй день праздника Пасхи.
В храме Спаса-на-Водах владыка Симон благословляет каждого из 25-ти участников Хода, далее состоялось традиционное возложение цветов у памятника Алеше, молебен и небольшой митинг со словами напутствия у памятника Кириллу и Мефодию, и — с Богом!
За полмесяца был пройден путь в 5000 км. через города: Кемь, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Кронштадт, Великий Новгород, Валдай, Торжок, Тверь, Москву, Дубну, Ярославль, Вологду и Вытегру.
Участниками Славянского хода стали члены Мурманского отделения Союза писателей России Николай Скромный, Виктор Тимофеев, Николай Колычев, Марина Чистоногова, Надежда Большакова, Дмитрий Коржов, Александр Попов, Алексей Колесов, директор Мурманского книжного издательства Игорь Циркунов, директор Есенинского музея Валентина Кузнецова, дожор филологических наук профессор Надежда Благова, а также педагоги, учителя и студенты, другие представители интеллигенции Мурманска и области, которые активно сотрудничают с писательской организацией. Среди них многие уже были участниками предыдущих Славянских ходов. От епархии по просьбе писателей и с благословения Владыки участником Хода стал иерей Сергий Поливцев.
Каждому из участников было чем поделиться на многочисленных встречах, которых при желании принимающих сторон могло бы быть гораздо больше - потенциал участников Хода позволил бы только в одном городе провести более десятка встреч, например в школах.
Но опыт мурманчан по совместной работе поэтов, писателей, учителей, духовенства был почти повсеместно открытием и вызывал удивление. Зато для мурманчан было удивительным тесное сотрудничество творческой интеллигенции с администрациями, например, в Петрозаводске, Новгороде, Валдае и Вытегре, чего очень не хватает на Севере.
Каждый, кто как-то прикасался к Славянскому ходу, становился его участником. Очень многие выражали восхищение тем, что делают северяне этим Ходом, помогая по-новому взглянуть на окружающую действительность, давая толчок к единению.
Из города в город Ход ширился, набирал силу и мощь. Его участниками становились и уже ушедшие писатели и поэты, на могилах которых служились заупокойные литии — Борис Романов, Николай Рубцов, Константин Батюшков и другие. Наконец, незримыми участниками становились те святые, к которым сам Ход прикасался.
Кроме выполнения своей миссионерской задачи, участники Хода по всему маршруту посещали святые места и поклонялись святыням. Для этого активно взаимодействовали паломнические службы епархий, через которые прошел Ход: Петрозаводской, Санкт-Петербургской, Новгородской, Тверской, Московской, Ярославской, Вологодской. Эта задача была успешно выполнена участником Хода руководителем паломнической службы “Под сенью Трифона” Ириной Поливцевой, кстати, тоже поэтессой и членом литобъединения при Мурманской писательской организации.
Особые чувства переполняли всех участников при посещении Кемского мужского монастыря новомучеников и исповедников Российских,
квартиры святого праведного Иоанна Кронштадского, Новгородского Кремля, Иверского мужского монастыря на Валдае, Борисоглебского мужского монастыря в Торжке и Крестовоз-движенского храма, в котором служил священником родной отец Хозяина Кольской земли преподобного Трифона Печенгского, Екатерининского женского монастыря в Твери, Покровского женского монастыря в Москве, Толгского женского монастыря в Ярославле, Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря в Вологде, Ферапонтова мужского монастыря.
Яркой кульминацией Славянского хода стали события, происходившие в Москве. Молебен у памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади мистически засвидетельствовал выполнение важной задачи духовного единения Крайнего Севера России и ее центра.
А участие в патриаршей Божественной литургии и последующая встреча со Святейшим стали источником высших духовных переживаний для всех участников. Теплые лучистые глаза Патриарха сказали больше его слов. Он благоговейно прикладывается к подаренной иконе Собор Кольских святых и с радостью становится участником Славянского хода-2006 — Надежда Большакова прикалывает ему на грудь значок участника.
Возвращение Славянского хода пришлось на День Победы. Вот так: от величайшего праздника Пасхи, дня победы над смертью, — к Великой Победе народа. И весь путь — с равноапостольными Кириллом и Мефодием, молебном у памятника которым Ход и завершился.
Осмысление событий, происходивших во время Славянского хода-2006, предстоит всем его участникам на годы вперед, и оно, безусловно, найдет отражение в их творчестве и жизни.
Владыка Симон на встрече с теми, кто совершил этот нелегкий, но такой важный путь, выразил удовлетворение сделанным большим Делом и надежду на продолжение плодотворного соработничества творческой интеллигенции и Церкви.
Иерей Сергий ПОЛИВЦЕВ
Из путевого поэтического дневника
У поэта Виктора Тимофеева — участника Славянского хода — свой “улов”. В записных книжках поэта много новых поэтических записей, набросков, этюдов.
* * *
Тот год в нашу память осел,
как британский позор.
Пришли англичане, сожгли
Воскресенский собору
шедевр деревянного зодчества
Кольского края,
и церковь на Коле, вторую,
сожгли, удирая, -
известен в России британский
разбойник и вор.
Но - время пришло. Разобрал
погорелье народ
и чудо открылось: во славу
полярным пределам икона-заступница
в страшном огне не сгорела.
В ней Иверский образ России
веками живет.
* * *
Я спал в ладонях древнего собора,
на каменном полу.
И надо мною,
как звезды в небе, золотом сияли,
звенели серебром, цвели иконы,
родные святоотеческие лики.
Я спал и видел сон.
На дне Вселенной,
там, далеко внизу, лежу -
песчинка! -
Частица света, вещества и смысла,
крупица жизни в миг ее рожденья.
Казалось мне, что спал и вот -
проснулся...
А это было новое рожденье...
Я встал лицом к иконам
и распятью, крест возложил
и заново родился.
Из Слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия к участникам Славянского хода - 2006
Сердечный привет вам, посланникам из Мурманска в Москву прошедшим нелегким походом через целый ряд городов и весей. Я посетил Мурманск и Кольский Север тогда, когда там только начиналось духовное возрождение. Возрождение это развивается. Это подтверждается тем, что вы, люди разного положения, собрались вместе, чтобы совершить этот поход от памятника славянским просветителям в Мурманске к памятнику равноапостольным Кириллу и Мефодию в Москве, первому, который был установлен в новой России. Каждый год в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, когда отмечается День славянской письменности и культуры, мы совершаем крестный ход из Успенского собора московского Кремля к памятнику Кириллу и Мефодию, мы пытаемся объединиться и возродить в сознании людей то, что у нас общая культура, традиции и единая Православная Вера.
И в эти пасхальные дни, когда вы находитесь в Москве ничто не объединяет нас так, как радость Светлого Христова Воскресения. Я желаю, чтобы радость о Воскресении Спасителя объединяла и укрепляла вас, помогала бы вам в жизни.
Я рад видеть вас, совершивших большой путь с Севера в центральную Россию, в первопрестольный град. От души желаю, чтобы помощь Божия сопутствовала вам в ваших трудах, заботах и устремлениях.
'Христос Воскресе!
Россия начинается с Севера.
"Славянский ход дает нам ощущение обладания своейстраной”,- сказал в одном из выступлений поэт Николай Колычев. В его словах содержится глубинный смысл этой духовно-культурной экспедиции
Действительно, участники Славянского хода проехали по многим городам России, где нас принимали как родных и близких по духу людей. Везде мы чувствовали себя как дома. Да мы и были у себя дома, в родной и горячо нами любимой России.
Наш автобус с именами Кирилла и Мефодия, равноапостольных братьев, и словами “Россия, Русь! Храни себя, храни!” на борту разбудил дремлющую российскую глубинку: всюду радостно-удивленные лица людей, взирающих на этакое чудо!
Конечно же, дело не в одном автобусе. Участники Славянского Хода-2006 — это известные мурманские писатели, поэты, книгоиздатели, музейные работники, историки и преподаватели русской словесности, люди, душой болеющие за свое Отечество, которые не жалеют ни времени, ни сил, пытаясь сделать все возможное для его возрождения и процветания. Их выступления в библиотеках, писательских организациях были яркими, исполненными патриотизма и подлинного мастерства слова, а, как мы все знаем, “в начале было Слово”.
Славянский Ход прочной нитью прошил больное, расслабленное тело России и души самих его участников, а основа этой нити — православие. Мы ночевали в монастырях и храмах, поклонялись святыням, чудотворным иконам и мощам святых, в земле российской просиявших, которые незримо присоединялись к нам и сопровождали нас.
Не случайно первый монастырь, который мы посетили, — Кемский монастырь новомучеников и исповедников российских. Дело в том, что академик Дмитрий Лихачев говорил, что возрождение России начнется с Севера по молитвам новомучеников, пострадавших в годы репрессий и похороненных на Соловках и у нас, на Мурманской земле. Их молитвы сопровождали нас во время всей поездки.
Следующей духовной вехой была квартира святого праведного Иоанна Кронштадского, где мы приложились к его иконам, церковным предметам, ему принадлежавшим.
И в завершении всего - отец Сергий (духовный руководитель экспедиции) помазал нас елеем из его лампадки.
Присутствие Иоанна Кронштадского мы ощущали на протяжении всего пути. Например, в Ферапонтовом монастыре, который в 19 веке был женским, настоятельницей была игуменья Таисия, духовная дочь святого. В Вытегре, родине поэта Клюева, в музее, расположенном в части здания старинного храма, мы увидели фотографии и свидетельства его частого пребывания там.
Наш путь пролегал через город Торжок — родину преподобного Трифона, хозяина Кольской земли, который с самого начала был незримо с нами вместе с Собором Кольских святых, изображенных на иконе, которую мы везли в подарок Патриарху. Наш приезд объединил местных краеведов и дал толчок к дальнейшим исследованиям. Мы вместе с ними помолились у Крестовоздвиженского храма, в котором служил священником отец Преподобного.
В Москве нас приютил Храм Сошествия Святаго Духа. Две ночи мы ночевали в храме на полу. Это было удивительно. На вторую ночь многие исповедались отцу Сергию, и на утро на патриаршей службе причастились. Это было в день памяти святой блаженной Матроны Московской в Покровском монастыре, где покоятся ее святые мощи. Именно в Покровском монастыре по ее молитвам, а не в Свято-Даниловском, как планировалось, состоялась встреча участников Славянского Хода с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Встреча с Патриархом — это незабываемое событие в жизни каждого участника Хода.
Она была настолько теплой и сердечной, что мы будем хранить ее в своих сердцах всю жизнь, как и подаренную каждому икону Воскресения Христова с частицей Гроба Господня. Так Патриарх Алексий II присоединился к нашему Ходу, тем более что ему на грудь писатель и руководитель Хода Надежда Большакова приколола значок участника.
В Ярославле, помимо писателей, мы встретились с отцом Александром, основателем и смотрителем православной гимназии имени Игнатия Брянчанинова, настоятелем храма Похвалы Пресвятой Богородицы. Тут мы и вспомнили, что в Москве, в храме Сошествия Святаго Духа, кормили нас женщины из образованного при нем сестричества в честь Игнатия Брянчанинова, А дальше нас размещают на ночлег в Толгском женском монастыре, где покоятся святые мощи Игнатия Брянчанинова, к которым все мы и приложились!
Кем же был Игнатий Брянчанинов в мирской жизни? Блестяще образованный человек, офицер, философ, историк, он часто бывал в Литературных салонах, общался с Пушкиным и Батюшковым...
Участники Хода не обходили ни одного памятника Пушкину: возлагали цветы, чтили память поэта. В Вологде поклонились памятнику Батюшкова, возложили цветы. Далее в Спасо-Прилуцком Димитровом монастыре нам показали могилу Батюшкова, на которой отец Сергий совершил литию и мы все молились вместе с ним.
А святителя Игнатия Брянчанинова смело можно назвать небесным покровителем православной интеллигенции.
Поэт Николай Рубцов также был участником Славянского Хода, начиная с открытия и освящения памятника ему в Мурманске и надписина автобусе, ставшей наши девизом, посещения музеев и чтения его стихов у памятника в Вологде и заканчивая литией на его могиле.
На Валдае, на могиле Бориса Романова, который бы, первым секретарем Мурманской писательской организации, тоже служилась лития Он также был вместе с нами, наверное, порадовался духовному росту бывших соратников по перу.
По возвращении нас принял владыка Симон, который не только благословил Славянский ход-2006, назвав его духовной миссией, но и принимал активное участие при его подготовке. Ему на грудь Надеждой Большаковой был тоже прикреплен значок участника.
Мы пили чай в его трапезной, делились впечатлениями — и на стене все вдруг увидели икону Божьей Матери “Знамение”, к чудотворному образу которой мы приложились в Новгородской Софии.
Я попыталась систематизировать и передать только первые размышления о событии, духовную значимость которого невозможно переоценить.
В душе зреет чувство благодарности и любви к замечательным попутчикам, проявившим терпение и доброту друг к другу и ко мне, грешной. У всех нас было чувство локтя — мы вместе сделали большое хорошее дело.
Кроме того, меня, как, я думаю, и остальных участников Славянского хода, переполняет впечатление от красоты увиденных городов, монастырей и храмов, необыкновенной природы, закатов на Вологде и Онежском озере...
Все это зовется просто —
Россией,
начало которой -
край северный.
А северный значит:
се — верный!
Ирина ПОЛИВЦЕВА
Православная газета Мурманской и Мончегорской епархии № 5, май 2006 год